Виталий Субботин: «В сфере ЖКХ мы видим “холодную войну»

23 марта 2011

Может ли дополнительное обучение сотрудников в сфере ЖКХ решить текущие проблемы?

Действительно, сейчас тематике ЖКХ на государственном уровне уделяется много внимания. На первый план выходят не просто вопросы формирования рыночных отношений, а вопросы повышения энергоэффективности в этом секторе, повышение качество жилья, в том числе проведение капитальных ремонтов, вопросы формирования цивилизованных взаимоотношений на этом рынке, вопросы грамотного заключения договоров и т.д. И само правовое поле стараются уже привести в определенную систему. Первые уроки уже прошли, сделаны выводы, и сейчас идет работа над ошибками. Конечно, далеко не везде она идет эффективно.

А в чем заключается основная проблема?

Проблема, в основном, в людях. В самой системе ЖКХ остается большой процент людей, которые в этой системе работают очень давно, они привыкли работать плановыми методами, когда им диктуют до мелочей, что делать, когда они постоянно в режиме ожидания. Например, написан закон, но в нем есть какое-то противоречие, они ничего не предпринимают, поскольку ждут, что же им министерство скажет. В то время как предприниматели на рынке, если видят какое-то противоречие, всегда толкуют его в пользу того, чтобы на этом заработать.

Здесь же думают не о том, чтобы заработать деньги, и даже не о том, чтобы сделать лучше для населения, а просто они как-то так привыкли работать, все время в ожидании, когда им будет какое-то определенное указание, административная команда. К сожалению, система, которая была раньше, до сих пор продолжает действовать.

Серьезным образом рынок изменили люди новые, которые пришли в ЖКХ, например, из строительства и других сфер бизнеса. Они понимают, что это привлекательный рынок и на нем можно и грамотно зарабатывать, и делать хорошую карьеру. Но при этом также удовлетворять те социальные функции, которые этот бизнес должен выполнять.

Все ли зависит от начальника? Настолько велика роль грамотного начальника в сфере ЖКХ?

Безусловно, роль руководителя достаточно важна в любом бизнесе, и тем более она велика на предприятии ЖКХ, будь то управляющая компания, энергосбытовая компания, коммунальное предприятие, многопрофильное предприятие или даже департамент жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства.

Конечно, первую скрипку здесь всегда играет руководитель. Ему необходимо учитывать те изменения, которые в этой сфере происходят. Поэтому я думаю, что здесь нужно быть не только грамотным «хозяйственником», или начальником, который может правильно расставить задачи. Сейчас нужно быть хорошим предпринимателем, хорошим коммуникатором и человеком, который умеет внедрять изменения. А в сфере ЖКХ это достаточно сложно, потому что руководитель зачастую сталкивается с огромным сопротивлением. Причем сопротивлением не только внутри трудового коллектива (это выходцы из той же самой системы ЖКХ с устаревшими принципами работы), но и с сопротивлением социальным. Только посмотрите, любое предложение в сфере ЖКХ, которое звучит, скажем, на уровне правительства или на уровне управляющей компанией, сталкивается с огромнейшим сопротивлением со стороны собственников, и в том числе со стороны бизнеса, который также «расквартирован» в обычных жилых домах. Плюс это сопротивление зачастую поддерживается со стороны органов местного самоуправления, которые берут на себя роль буфера, но не всегда эта роль положительно и позитивно сказывается на предприятиях.

продолжение следует

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+