Петр Травинский: «Таможенный союз не сразу строился…»

16 апреля 2010

Петр Сергеевич, насколько ожидаемо было появление Таможенного союза?

С 1 января 2010 года образован – точнее, расширен – Таможенный союз. И в его состав входят Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Если говорить об этом событии, оно было для многих неожиданностью, даже для тех людей, которые работают в этой сфере. Мы все знали о том, что его планируют, однако окончательное решение было внезапно принято в конце ноября – начале декабря. Главы правительств стран-участниц собрались и приняли решение с 1 января запустить этот Таможенный союз. «Запустить» – значит, что должны начать работать какие-то соглашения, протоколы, которые были подписаны специально для регулирования его деятельности. 

Были предпосылки к образованию Таможенного союза?

Таможенный союз был образован еще в 1995 году, он включал в себя на тот период Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Как таковой Таможенный союз существовал только на бумаге. Он был объявлен, но никаких существенных изменений взаимоотношений не было. Было заявлены только некие намерения. В течение 90-х, 2000-х годов этот вопрос периодически как-то обсуждался при встречах руководителей, делались какие-то заявления, но в реальном секторе ничего не происходило. 

Единственное, начиная с 1995 года, постепенно менялась ситуация в отношениях с Белоруссией. В течение последних лет мы вышли на уровень отношений с ней, которые должны быть в рамках настоящего Таможенного союза по примеру Евросоюза, который тоже представляет собой таможенный союз. Конечно, наш союз пока существует не в таком законченном виде, но сейчас он находится на последнем, можно сказать, этапе формирования. К концу прошлого года у нас с Белоруссией были на 90% согласованы таможенные тарифы, вопросы налогообложения, таможенного оформления. Более того, у нас на российско-белорусской границе отсутствовал таможенный контроль в отношении товаров российского происхождения, которые продаются на территории Белоруссии, и наоборот, белорусских товаров, продаваемых на территории России. Мы с Белоруссией за эти годы продвинулись значительно. 

А как в списке государств-участников появился Казахстан?

Улучшение отношений с Белоруссией послужило сигналом для Казахстана, правительство которого увидело в этом определенные преимущества. Сейчас торговля с Казахстаном активно развивается. Когда мы ввозим казахстанский товар, мы его должны растамаживать, платить налоги. Пошлины, правда, отсутствуют, если товары производились в Казахстане и наоборот. Но если мы из Казахстана ввозим товар, произведенный в третьих странах, то они у себя там платят пошлины и налоги, а потом еще и на российско-казахстанской границе снова платят. То есть такая торговля облагалась налогом в двойном размере. И это было взаимно невыгодно. 

С Белоруссией мы постепенно упраздняли какие-то барьеры, но даже на этом участке сохранялись проблемы с импортируемым товаром. Была некая игра – вроде бы у нас таможенный союз, но кошельки у каждого государства свои. Решению об интеграции мы обязаны политической воле. 

Велась ли какая-то подготовка к образованию реального Таможенного союза?

Очень важный момент. Заранее, на протяжении полутора десятилетия, были подготовлены подкрепляющие документы с оговоркой, что они вступают в силу после создания единого таможенного пространства. Таможенный союз как таковой это ведь не просто объединение государств, это такое пространство, в пределах которого таможенные границы должны быть упразднены. И вот в конце прошлого года решено, мол, хватит играть в таможенный союз на бумаге, пора уже его запускать, пора интегрироваться. И с 1 января вступает в силу действие Таможенный союз, вводятся единые ставки таможенных пошлин на территории всех стран единого Таможенного союза, и если товар ввезен в Белоруссию и выпущен в свободное обращение, то его можно без уплаты таможенных пошлин продавать и в России. И наоборот, если он ввезен в Россию, растаможен, то может быть продан в Казахстан и в Белоруссию. С 1 числа эта мера стала действовать в полном объеме. Технически это свободная торговля товарами, импортируемыми и перевозимыми из страны в страну, а также произведенными на территории этих стран, – без таможенного оформления. 

Не все ведь так радужно?... 

Верно. Вдруг стали всплывать те самые документы, которые были подписаны раньше, но оставались недействительны до реального запуска Таможенного союза. А никто об этих документах не знал. Никто их не видел. Они на правительственных переговорах подписывались, складывались под сукно до момента вступления в силу договоров Таможенного союза. Все ждали, когда будет дана команда, что они вступают в силу. 

И вот 1 января оказалось, что никто к этому не готов. Ни власть, ни представители бизнеса. Со стороны государства нужно было подготовить нормативно-правовую базу, привести все документы к единой форме, выработать механизмы управления. А бизнес оказался не готов тем более просто потому, что не имел достаточно информации. 

Многие компании столкнулись с серьезными проблемами в ведении внешней торговли. Первым делом это коснулось мер нетарифного регулирования, особенно в сфере сертификации и лицензирования. Оказалось, что на основе некогда принятых документов, о которых мало кто знал, стало необходимо лицензирование целых категорий продукции, например, пива и слабоалкогольных напитков, или электронной техники. Многие товары, имеющие компоненты высокочастотной передачи (Wi-Fi, Bluetooth, Access Point и т.д.), должны получить лицензию по определенной схеме. И многие компании буквально уже 1-го января столкнулись с тем, что не могут провести товар через границу из-за отсутствия необходимых документов. 

Тогда-то и была разработана программа курса «Нововведения в таможенное регулирование в 2010 году»?

Эта программа была разработана и предложена еще в конце прошлого года как составная часть программы «Директор по ВЭД» (это комплексный курс, содержащие основные компоненты ведения внешнеэкономической деятельности: тарифные, нетарифные, налоговые и прочие аспекты). Когда вступил в силу Таможенный союз, все новшества необходимо было собрать воедино и донести до заинтересованной аудитории. Новые правила игры, оформление новых документов – все это мы рассматриваем на занятиях. 

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+