«…в финансах поведенческий аспект стоит во главе угла»

26 ноября 2010

Сейчас мы уже можем говорить, что «лед тронулся», учитывая спад предыдущих полутора лет, когда объемы компаний, отправляющих учиться своих специалистов, все же были существенно снижены. Есть и вообще мнение о том, что кризис официально закончился. Хотелось бы услышать ваш взгляд на сегодняшнюю ситуацию.

Скажем так, еще  два года назад пытались спекулировать на кризисе, и в финансах вообще  много терминов, много понятий, на которых спекулируют. В частности, все пытаются учесть инфляцию, и возникает вопрос, каким образом ее учесть, если она и так внутри. Все пытаются оценить риск, хотя это тоже спекулятивная тема финансов, и мы знаем, что восприятие рисков у каждого свое собственное, субъективное. Методов оценки рисков, качественных, существует предостаточно. Что касается количественных – вопрос, насколько мы можем оценить вероятность, и так далее. Точно так же спекулятивная тема – это кризис. Тогда большинство экономистов ссылались на тот фактор, что кризис – это ваше собственное восприятие реальности. Кризис – в головах, нежели чем на предприятиях.

Разве не было его? Почему?

Прежде всего, потому, что есть мнение специалистов в экономической ситуации, которое создает определенное настроение и провоцирует к определенным соответствующим действиям. Кризис, если мы посмотрим с точки жизненного цикла, хорошая возможность кому-то изменить ситуацию в лучшую сторону, и, понятно, что кого-то, не очень хорошо подготовленного, она изменяет в худшую.

Оглядываясь назад, можно сказать, что для одних компаний наличие денежных средств уменьшилось, но другие компании, автоматически, это количество денег приобрели. Кризис, наверное, был хорошей возможностью не платить, не повышать заработанную плату и, в-принципе, с точки зрения компании, это позволило собственнику перераспределить денежные средства, такое их перетекание, от сотрудников – менеджменту компании.
Также сегодня мы наблюдаем и спрос на товары длительного пользования, что говорит, конечно же, о расслоении общества. Резюмируя, в финансах нет никаких инструментов, которые бы можно было использовать только в кризисный период. Все инструменты –  классические, и это, скорее всего, больше такой поведенческий аспект, такая точка зрения. Как один человек – пессимист, другой – оптимист, для кого стакан полон, для кого – пуст. Для кого кризис, для кого и выигрышная ситуация.

Что можно сказать о тех, кто сейчас приходит учиться на семинары Школы?

Качественный состав участников изменился. Изменился в лучшую сторону. Мы, может быть, видим большее количество реалистов, чем, нежели мечтателей. Людей, которые готовы наращивать объемы продаж, верить в лучшее будущее, готовы приходить учиться. И если сравнить аудиторию сегодняшнего ноября 2010 года с сентябрем 2008 года, можно сказать, что 90 процентов – это реалисты, которые, прежде чем увеличивать эти продажи, учатся анализировать эффективность, результативность. Это позволяет нам сделать относительный вывод о том, что качественный состав послекризисных участников обучения – топ-менеджеров, специалистов – это подготовленные менеджеры. Это такой положительный результат.

И кризис позволил людям изменить свое отношение к бизнесу, осознать свое отношение к компании. Поэтому, когда мы говорим, что кризис, возможно, в ноябре закончится, то… с точки зрения финансов, речь идет о том, что, возможно, люди устали думать в негативном направлении, то ли количество оптимистов увеличилось. Возможно, мы уже устали от самих себя, и сменили свое состояние. А все в истории циклично, и, наверное, мы все-таки ждем экономического роста, а в финансах поведенческий аспект стоит во главе угла, и все зависит от поведения менеджеров, все построено на взаимодействии.
Продолжение интервью следует.

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+