Перейти на старую версию сайта > > >
^

Алгоритмы проектирования бизнес – процессов

05.03.2016 Алгоритмы проектирования бизнес – процессов

В одной небольшой статье и о необходимых, и о достаточных условиях написать сложно. Поэтому сейчас – немного о том, что необходимо для проектирования структуры бизнес-процессов любой (как коммерческой, так и некоммерческой, и правительственной) организации.

Все начинается с исходных данных проекта. Получить эти данные можно двумя способами (точнее, их объединением): анкетированием, обследованием и сбором данных по внешним источникам.

Результативность анкетирования, конечно, зависит от содержания анкет – вопросников и от группы анкетируемых. Мои коллеги и я обычно проводим анкетирование как руководителей среднего звена, так и работников основных подразделений, разумеется, с применением разных вопросников. Анкетирование топ-менеджеров лучше не проводить, а договариваться о кратких интервью.

Обследование – это набор процедур, с помощью которых за ограниченное время (даже для крупной компании – не более 2-х недель) команда аналитиков проводит серию интервью с руководителями направлений и основных подразделений по заранее разработанному плану.

В результате получаем исходные данные для проектирования структуры бизнес-процессов организации, поскольку у разработчиков проекта теперь есть:

  • информация, необходимая для понимания деятельности организации;
  • информация о том, как выглядят бизнес – процессы организации как с точки зрения руководителей, так и со стороны сотрудников подразделений (структура бизнес-процессов «как есть»);
  • информация о том, как, по мнению руководства организации, должна выглядеть деятельность организации в ближайшем будущем (структура бизнес-процессов «как хотелось бы»).

Основа для проектирования структуры бизнес-процессов – это глобальная модель процессов, которая схематически выглядит так:



Эти двенадцать классов бизнес-процессов далее развертываются в бизнес-процессы и подпроцессы нижних уровней (развернутая четырех- пятиуровневая модель включает несколько сотен элементов), на основе комбинации которых можно сформировать структуру бизнес – процессов практически любой организации, при этом для каждого бизнес-процесса должны быть определены:

  • владелец процесса (должностное лицо в организации, которое не только управляет выполнением бизнес-процесса и несет ответственность за полученные результаты, но также и управляет выделением ресурсов, необходимых для осуществления бизнес-процесса);
  • входы процесса (перечень необходимых исходных материальных ресурсов и иных исходных данных и источников их поставки);  выходы процессы (перечень результатов осуществления процесса: продукция, выходная информация и т.п., – и потребителей результатов осуществления процесса);
  • метод реализации процесса (описание осуществления процесса в любой удобной форме (блок-схема, сетевой график, текстовое описание выполнения процесса, набор чертежей и т.п.);
  • используемые ресурсы (какие подразделения участвуют в осуществлении бизнес-процесса, какие материальные (машины, оборудование, средства оргтехники и т.п.), трудовые и иные ресурсы, включая соисполнителей) используются при осуществлении бизнес-процесса);
  • критерии результативности бизнес-процесса.