Проектирование бизнес-процессов

Проектирование бизнес-процессов

Что нужно для проектирования структуры бизнес-процессов любой организации.
949

Необходимым условием проектирования корпоративной системы менеджмента является разработка структуры бизнес-процессов. Но многие забывают, что это именно необходимое, но совсем не достаточное условие эффективной работы системы менеджмента.

В одной небольшой статье и о необходимых, и о достаточных условиях написать сложно. Поэтому сейчас расскажем немного о том, что необходимо для проектирования структуры бизнес-процессов любой (коммерческой, некоммерческой и государственной) организации.

С чего начать проектирование бизнес-процессов

Все начинается с исходных данных проекта. Получить эти данные можно, соединив два приема: 

  1. Анкетирование.

  2. Обследование и сбор данных во внешних источниках.

Результативность анкетирования зависит от содержания вопросников и от группы анкетируемых. Лучше проводить анкетирование как руководителей среднего звена, так и работников основных подразделений с применением разных вопросников. Анкетирование топ-менеджеров лучше не проводить, а договариваться о кратких интервью.

Обследование — это набор процедур, с помощью которых за ограниченное время (даже для крупной компании процесс займет не более двух недель) команда аналитиков проводит серию интервью с руководителями направлений и основных подразделений по заранее разработанному плану.

В результате будут получены исходные данные для проектирования структуры бизнес-процессов организации. У разработчиков проекта теперь есть:
  • Понимание, чем занимается организация.
  • Информация, как выглядят бизнес-процессы организации с точки зрения руководителей и сотрудников подразделений (структура бизнес-процессов «как есть»).
  • Данные о том, как, по мнению руководства, должна выглядеть деятельность организации в ближайшем будущем (структура бизнес-процессов «как хотелось бы»).

Модель структуры бизнес-процессов

Основа для проектирования структуры бизнес-процессов — глобальная модель процессов.

     Процессы реализации (жизненного цикла) продукции:

  1. Разработка миссии и стратегии организации.

  2. Разработка и производство продукции и услуг.

  3. Организация продаж (сбыта) продукции и услуг.

  4. Поставка продукции и услуг потребителям.

  5. Управление обслуживанием потребителей.

    Управленческие и обеспечивающие процессы:

  6. Планирование и управление человеческими ресурсами.

  7. Управление информационными технологиями.

  8. Управление финансовыми ресурсами.

  9. Приобретение, сооружение и управление собственностью.

  10. Управление охраной окружающей среды, безопасностью и охраной труда (EHS Management).

  11. Управление внешними связями (PR).

  12. Управление знаниями, улучшениями и изменениями (Knowledge and Innovation Management).

Эти двенадцать классов бизнес-процессов далее развертываются в бизнес-процессы и подпроцессы нижних уровней (развернутая четырех- пятиуровневая модель включает несколько сотен элементов), на основе комбинации которых можно сформировать структуру бизнес-процессов практически любой организации. 

При этом для каждого бизнес-процесса должны быть определены:

  1. Владелец процесса. Должностное лицо в организации, которое не только управляет выполнением бизнес-процесса и несет ответственность за полученные результаты, но также и управляет ресурсами, необходимыми для осуществления бизнес-процесса.

  2. Входы процесса. Перечень необходимых исходных материальных ресурсов и иных исходных данных и источников их поставки.  

  3. Выходы процесса. Перечень результатов осуществления процесса: продукция, выходная информация, а также потребителей результатов осуществления процесса.

  4. Метод реализации процесса. Описание осуществления процесса в любой удобной форме: блок-схема, сетевой график, текстовое описание выполнения процесса, набор чертежей.

  5. Используемые ресурсы. Какие подразделения участвуют в осуществлении бизнес-процесса, какие материальные, трудовые и иные ресурсы, включая соисполнителей, используются при осуществлении бизнес-процесса.

  6. Критерии результативности бизнес-процесса.

Запомнить

  • Разработка структуры бизнес-процессов — обязательное условием проектирования корпоративной системы менеджмента.
  • Работа по разработке структуры бизнес-процессов начинается с исходных данных проекта. Их получают при помощи анкетирования обследования (сбора данных во внешних источниках).
  • В основе структуры бизнес-процессов лежит глобальная модель. Она состоит из двух кластеров (Процессы реализации (жизненного цикла) продукции и Управленческие и обеспечивающие процессы) и 12 классов процессов.
  • 12 классов бизнес-процессов потом раскрываются в бизнес-процессы и подпроцессы нижних уровней, на основе их комбинации можно сформировать структуру бизнес-процессов практически любой организации.
  • Для каждого процесса обязательно нужно определить: владельца, входы и выходы, метод реализации, ресурсы и критерии результативности.

Смотрите также: Факторы успеха при внедрении процессного управления





 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!