Пять книг о том, как справиться с эмоциональным выгоранием

Пять книг о том, как справиться с эмоциональным выгоранием

Мы выбрали несколько книг про эмоциональное выгорание, которые раскрывают проблему с разных сторон: от теоретического обоснования до практических советов
4019

С 2022 года синдром профессионального (эмоционального) выгорания — официально признанная болезнь, обладающая собственным номером в МКБ (Международная классификация болезней). По данным исследований, в 2021 году 64% россиян испытывали признаки эмоционального выгорания: негативное отношение к рабочим обязанностями, апатию, прокрастинацию и лень. Это навязчивое состояние не дает избавиться от собственных страхов и ложных убеждений, самоуничтожения, депрессии.

На этом фоне растет спрос на психологическую литературу, направленную на самопомощь. Опытные психологи, коучи и другие специалисты индустрии ментального здоровья пишут книги, которые могут оказать поддержку в борьбе с эмоциональным выгоранием тем, кто пока не готов к личным консультациям. В своих трудах российские и зарубежные авторы стараются раскрыть проблему с индивидуальной точки зрения и предложить читателям наиболее близкий к их состоянию подход.

Изучить историю вопроса

Признать собственную важность

Увидеть, что все хорошо

Повысить продуктивность без жертв

Поставить себя правильно на работе

Изучить историю вопроса

Энн Хелен Петерсон «Хватит выгорать. Как миллениалы стали самым уставшим поколением». Автор книги — американская журналистка и обозреватель Энн Хелен Петерсон — исследует эмоциональное выгорание в исторической ретроспективе. Она считает, что это не просто психологическая проблема, но характерная черта целого поколения миллениалов. Бремя незаконченных дел, завышенные ожидания от себя и других, информационная перегрузка, острая необходимость конформизма и социального одобрения заставляют современных активных людей раз за разом проживать день сурка и испытывать из-за этого колоссальный стресс.

Один из важных аспектов психологической терапии — помочь пациенту понять, что он не одинок в своей проблеме. В книге собраны реальные истории людей, в которых читатель может легко узнать и себя. Через острую критику современной культуры и сравнение характерных особенностей разных поколений, автор пытается нащупать способ спрыгнуть с «беличьего колеса».

Признать собственную важность

Илья Латыпов «Между роботом и обезьяной. Искусство найти в себе человека». Одна из самых частых причин эмоционального выгорания — завышенные требования к себе и отрицание своей человеческой природы. В попытках соответствовать общественным стереотипам, люди отказываются от эмоций, что, по мнению автора книги, и приводит в состояние выгорания.

Психолог и гештальт-терапевт Илья Латыпов выделяет два подхода к самоопределению человека: функциональный и эмоциональный. Первый условно поощряется социумом: не расстраиваться, не сдаваться, мыслить рационально, мужественно преодолевать невзгоды, постоянно развиваться, добиваться успеха и не останавливаться. Однако если любое действие рассматривать в контексте личной эффективности, то рано или поздно придется столкнуться с профессиональным стрессом и апатией. Второй подход помогает познакомиться со своими эмоциями и научиться жить так, чтобы направить их в созидательное русло. Книга сфокусирована на теоретическом формировании фундамента самопознания, который необходимо заложить до начала работы с психологическими практиками по выходу из эмоционального выгорания.

Увидеть, что все хорошо

Елена Резанова «Это норм! Книга о поисках себя, кризисах карьеры и самоопределении». Иногда выгорание может случиться на пустом месте. Вроде бы и работа любимая, и успехи есть, и уважение. Вы уже многого добились, но куда же подевались счастье и удовлетворенность? Почему многие успешные менеджеры бросают все и отправляются с одним чемоданом в новую жизнь и новую профессию? Можно ли назвать это профессиональным выгоранием и депрессией?

Автор книги — мотивационный спикер Елена Резанова. Она рассматривает проблему профессионального выгорания не как психологическую особенность, а как закономерный этап в развитии карьеры целеустремленного, ориентированного на самореализацию человека. Это ощущается и в стилистике текста: без лишних сантиментов автор дает четкие стимулы к действию, помогая читателям перейти на следующий этап жизненного цикла. Одна из ключевых мыслей автора заключается о том, что не стоит паниковать и переделывать себя, опираясь на однажды выбранные идеалы.

В отличие от многих зарубежных бестселлеров о выгорании, примеры в этой книге основаны на российских реалиях, а практические задания учитывают специфику национального менталитета.

Повысить продуктивность без жертв

«Гид HBR. Как стать продуктивнее». Советы экспертов Harvard Business Review ориентированы на деловых людей, которые в данный момент пробуксовывают на месте и стыдятся своей неэффективности. Статьи написаны профессиональными спикерами, выступающими на различных международных конференциях, в том числе и в TED, поэтому рекомендации в них сформулированы в лаконичном формате «бери и делай». Авторы книги рассматривают принципы тайм-менеджмента, пытаясь увидеть новое и помочь тем, для кого они до сих пор не работают. Много внимания в книге уделяется грамотному планированию отдыха, основанному на индивидуальных биоритмах читателей, что особенно актуально в эпоху дистанционной работы.

Получите бесплатно опросник для диагностики профессионального выгорания в формате .pdf

Поставить себя правильно на работе

Борис Шпирт «Отчаянные аккаунт-менеджеры: как работать с клиентами без стресса и проблем». Еще одно руководство по борьбе с выгоранием, направленное на узкий сегмент бизнес-аудитории. На этот раз персональные советы получат аккаунт-менеджеры, специфика работы которых такова, что многие советы они не могут применить на практике. Аккаунт-менеджеры полностью зависят от воли клиента и вынуждены подстраиваться под его потребности и эмоции в ежедневной коммуникации.

Автор книги, практик с большим профильным опытом Борис Шпирт помогает аккаунт-менеджерам развивать клиентов не только с финансовой, но и с эмоциональной точки зрения. А также не поддаваться на манипуляции, выстраивать личные границы, говорить «нет» без страха и рисков. Все это должно помочь менеджерам по работе с клиентами сохранить свое ментальное здоровье и желание работать в условиях зависимых рабочих отношений.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!