^

Как выбрать бизнес-школу

21.07.2016 Как выбрать бизнес-школу

Безусловно, важно обратить внимание на аккредитацию бизнес школы и ее рейтинги. Как подчеркивает Янина Чурсанова, директор «Тренинг-студии Янины Чурсановой» первое, что нужно оценить: «Рейтинг школы, количество упоминаний в источниках, наличие академической базы. Критерий важен для получения информации из первоисточников, а не «перепевок» книжных публикаций».

Но это только начало. Ведь сегодня можно выбрать направление обучения, его форму (онлайн или «живое» общение), содержание курса. Важно, чтобы в выбранной школе помимо необходимой специализации было удобное время занятий – вечернее, в выходные дни и т.д. Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»: «Сейчас на рынке представлено множество образовательных программ для бизнеса по разным направлениям, выбор у предпринимателей есть, подчас непростой. С точки зрения планирования времени и эффективности для предпринимателей, конечно, наиболее удобны краткосрочные курсы и семинары, программа которых может укладываться в несколько дней или даже день. Такие форматы позволяют бизнесменам без отрыва от производства, от деятельности компании получать встряску и хороший объем новой информации». Именно по такому принципу построен образовательный процесс в Русской Школе Управления.

По опыту предпринимателей, также стоит проанализировать участие обучающихся в иностранных проектах. Рассказывает Кирилл Пшинник, выпускник 2016 года MBA программы Kingston Business School (London) совместно с РАНХиГС, владелец туристической компании «ТрипКафе» и генеральный директор тренингового центра для предпринимателей «Мегапрорыв»: «Я рассматривал только программы с иностранным участием. Российский опыт можно легко получить на конференциях и семинарах, для меня было важно посмотреть, как учат бизнесу за границей. Второй критерий – возможность совмещать работу с учебой. Я применял полученные знания сразу на практике. Вдобавок, учебу нужно оплачивать, а выйти из бизнеса в кризисное время - непозволительная роскошь».

С другой стороны, преимущество российских бизнес-школ в том, что они приспособлены к нашей реальности, ориентированы на российский рынок и не нуждаются в адаптации. Также немаловажно, что российское программы обучения, как правило, обойдутся бизнесмену дешевле, чем европейские или американские. По мнению Николая Калмыкова, директора экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), кроме основных требований к аккредитации бизнес-школы, членству школы в международных ассоциациях, нужно изучить следующие вопросы: «Какая работа ведётся с выпускниками? Есть ли система менторства, есть ли примеры успешного ее функционирования? Какой состав учащихся, необходимо запрашивать описание профиля слушателей по выбранной программе. Оценить процент практиков среди преподавателей, и какой процент историй успеха в прошлых выпусках».

«При выборе преподавателей важно учитывать их практический опыт. Чем больше практики и чем она разнообразнее, тем лучше, - советует Дарья Пантюх, бизнес-тренер, HR-консультант, коуч «Personal Partner Consulting boutique». «Причем важно обращать внимание на опыт как в западных, так и в российских компаниях. Также важно узнать, с кем вместе вы будете учиться. Так как бизнес школа - это еще очень хорошая возможность расширения своего круга контактов. Если сам диплом не актуален, а актуальны навыки, то я рекомендую выбирать различные тренинги».

С тем, что важно узнать своих будущих одногрупников и тех, кто раньше учился в школе, соглашается Андрей Куликовский, директор по маркетингу «Котофото.ру»: «Буквально вчера защитил дипломный проект по программе Master in strategy в одном ведущем российском вузе. Важным я считаю знакомство со студентами предыдущих выпусков, их рецензии могут пролить свет на различия декларируемого уровня (вам будут убедительно «продавать» мысль о том, как хорошо обучение именно тут, не сомневайтесь) материала от того, что на самом деле представляет из себя программа. Также рекомендую ознакомиться со списком ваших потенциальных одногрупников — кто чем занимается и чего добился, с ними вам придется решать кейсы в команде, с ними задавать вопросы преподавателю и тем самым задавать вектор его повествования».

Есть и еще один немаловажный фактор, который сделает для вас обучение или трудным, или доставляющим удовольствие. Янина Чурсанова, директор «Тренинг-студии Янины Чурсановой» называет её: «Эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом. Обучение в бизнес-школе занимает достаточно много времени, и требует внутренних усилий. Важным критерием является желание это делать. Причем не только ради результата, а и сам процесс должен доставлять удовольствие. Поэтому важным критерием выбора является на вопрос «зачем мне нужно обучение в бизнес-школе?» ответ: «хочу», а потом рационализация аргументов».

Екатерина Панченко, управляющий директор проекта «Чемпионика», добавляет: «Ну и последнее по порядку, но, вероятно, не последнее по важности - это расположение школы, инфраструктура, город, где находится учебное заведение. В учебных заведениях, которые находятся в центрах мирового предпринимательства, в воздухе буквально пахнёт новыми идеями, там все время что-то происходит. Если находиться в стенах такого заведения даже непродолжительное время, появляется энергия, новые знакомства и уверенность, что все получится».

Перед обучением главное – расставить для себя приоритеты: зачем именно вам нужно дополнительное образование, на какие управленческие, юридические, экономические вопросы необходимо получить ответы. Определиться со временем и деньгами, которые вы готовы потратить. Обучение в бизнес-школе сегодня не эксклюзив, но еще один шаг вверх по карьерной лестнице, инвестиция в свое будущее.