Новые вызовы рынка корпоративного образования

Новые вызовы рынка корпоративного образования

Скорость реакции на изменения, оторванность от реальных потребностей и устаревшие форматы. Семь проблем корпоративного обучения, с которыми бизнес столкнется в ближайшее время.
3835

В предыдущие года участникам в целом консервативного образовательного бизнеса пришлось пережить немало изменений, в частности — форсированный переход на онлайн и уход некоторых иностранных продуктов. В сравнении с этим 2023 год принес не так много изменений. Рынок был занят освоением новых трендов, осмыслением произошедших тотальных сдвигов и их последствий.

В одном из исследований Школы управления Сколково 62% респондентов отметили профессиональное развитие сотрудников как приоритет. Однако обозначился ряд сложностей в индустрии, с которыми, возможно, придется разбираться уже в этом году.

Содержание:

Оторванность от потребностей бизнеса

Скорость реакции на изменения

Устаревшие форматы

Обучение ради обучения

Несвоевременность

Кадровый голод

Импортозамещение

Оторванность от потребностей бизнеса

Уже несколько лет деловой мир активно развивает концепцию непрерывного обучения. Корпоративное образование стало обязательным трендом и вошло в мотивационные программы не только крупных, но и даже малых бизнесов. По данным Высшей школы бизнеса ВШЭ, в 2022 году опрошенные компании тратили на содержание корпоративных университетов около 400 млн руб., а в 2023 — уже около 500 млн.

У высокого уровня востребованности дополнительных курсов и тренингов обозначились не только позитивные, но и негативные последствия. Массовый подход вызвал снижение эффективности:

  • Многие программы выбирались для номинального развития сотрудников без привязки к бизнес-задачам компаний.

  • Обучившиеся не нашли применения своим новым знаниям и навыкам в работе.

  • В некоторых случаях последствиями такого нарушения причинно-следственной связи стали переходы талантов к конкурентам, а также снижение мотивации коллектива к участию в дальнейших образовательных инициативах.

Согласно исследованию Джоша Берсина, сегодня только 12% компаний удалось выстроить систему корпоративного обучения эффективно. Квалифицированные и активные сотрудники нередко предпочитают выбрать вектор своего дополнительного развития самостоятельно. Однако стало понятно, что такой выбор должен быть не только инструментом поддержания лояльности, но и «кирпичиком» в здании бизнес-процессов и общей цели.

Скорость реакции на изменения

Последние годы показали, что создатели образовательных платформ и программ не всегда успевают отреагировать на изменения российского и глобального рынка. Заметные игроки сектора разработали хорошие универсальные продукты, которые годами оправдывали себя. Но в современных условиях турбулентности среди потребителей будет расти спрос на постоянную актуализацию курсов и тренингов.

Например, в сегменте дистанционного обучения активно обсуждаются механизмы, которые помогут сделать онлайн-платформы более гибкими и интерактивными. А офлайн-сектор остро нуждается в еще более быстрых темпах цифровизации привычных процессов. Российская бизнес-среда создает запрос на кастомизированные продукты, разработанные под решение реальных задач в современных условиях отечественного рынка. Гиганты могут позволить себе корпоративные университеты, другие же компании будут искать адаптированные под них решения.

Устаревшие форматы

Похожая проблема заключается в ограниченном наборе форматов обучения. В условиях тотального дефицита времени и внимания потребителей, рынок образования нуждается в разработке новых форматов, созвучных мировым социальным трендам. Например, столь популярная еще недавно геймификация уже подвергается критике из-за перегруженности, особенно если дизайн преобладает над сутью. 70% участников одного из исследований подтвердили, что яркому оформлению и игровым механикам предпочтут лаконичный курс с большим количеством кейсов и практических задач.

В прошлое уходят и пассивные предзаписанные вебинары без обратной связи, уступая место наставничеству и другим формам персонализации обучения. Например, все чаще можно услышать запрос на комьюнити выпускников и на возможность обсудить результаты заданий с педагогом. Согласно исследованию Forbes Education и Академии бизнеса Б1, 43% руководителей компаний и специалистов сфер HR и L&D считают популярным новым форматом микрообучение, а 35% — встречи с экспертами.

Обучение ради обучения

Еще одним последствием активного внедрения тренда корпоративного образования стало пресыщение. Первичный энтузиазм сменился закономерным спадом вовлеченности из-за общей усталости сотрудников и снижения их мотивации. В этом направлении можно говорить о многих факторах.

Нередко сотрудниками предлагалось участвовать в образовательных программах без отрыва от производства. Например, в выходные дни или после работы. При этом нагрузка в рабочие часы оставалась прежней, что приводило к выгоранию, плохой усвояемости новых знаний и падению эффективности. В предстоящем году ожидается более осмысленный подход работодателей к выбору кандидатов на обучение, а также планированию их производственных графиков.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

На снижение мотивации также влияет нецелевое вовлечение в обучение, когда сотрудникам непонятна ценность новых знаний и потраченного времени. Получается, что руководство поощряет сам процесс обучения, но не предоставляет выросшему специалисту задачи, отвечающие его новым навыкам.

Несвоевременность

Результаты образовательных программ могут оказаться не столь грандиозными, как ожидалось, просто потому что хороший продукт был внедрен не в том месте и не в то время. Например, прогресс в командной работе будет совсем незаметен на фоне глобальных сокращений в компании. Сегмент корпоративного образования нуждается в точной аналитике, которая поможет правильно определить слабые места, а также подобрать наиболее эффективное время для обучения.

Кадровый голод

Предшествующие годы бурного роста сегмента корпоративного и дополнительного образования привели к существенной нехватке методистов, педагогов и других профессионалов этого сектора. Дефицит стимулирует подготовку новых кадров и создание рабочих мест, однако этот процесс займет некоторое время. А сегодня потребители будут тщательнее выбирать поставщика образовательных услуг и внимательнее относиться к его репутации и коллективу.

Импортозамещение

Локальная проблема российского рынка образования, которая особенно заметна в диджитал-сегменте, это выбор цифровых платформ для образовательного процесса. Внезапный уход зарубежных игроков оставил нишу полупустой. Статистика показывает, что некоторые компании продолжают пользоваться западными платформами за неимением альтернативы. Параллельно с этим стимулируется спрос на отечественные предложения. Как нередко бывает в подобных случаях под пристальным вниманием оказываются качество, цена и адаптивность таких новых продуктов.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!