Как просить повышения зарплаты

Как просить повышения зарплаты

5 советов по подготовке к разговору с начальством
9209

Бизнес-тренер и организационный консультант Юрий Бастриков — о факторах, которые следует учесть при подготовке к переговорам о повышении зарплаты.

Многие из нас задумывались о том, чтобы попросить прибавку к зарплате. Стандартные аргументы: давно работаю, хорошие отклики клиентов или руководства, повышаю квалификацию, обладаю уникальными знаниями. Это желание совершенно разумно, и периодически стоит анализировать, насколько ваш вклад в компанию соответствует оплате. Однако прежде чем пойти к руководителю, учтите несколько важных параметров:

  1. Стоимость вашей позиции на рынке. Сотруднику, который требует прибавки к зарплате, можно предложить зайти на любой сайт с вакансиями компаний и посмотреть: сколько стоит работник, выполняющий похожий объем задач, с такой же квалификацией и на такой же должности.

  2. Количество предложений от компаний на рынке. Иногда зарплаты уникальных специалистов завышены, но работодатели понимают, что больше таких мастеров они нигде не найдут. То есть специфика общения с клиентами, особенности производства, продажи определенного товара требует больших усилий и времени. Соответственно, доходы компании будут зависеть от работы такого специалиста.

  3. Количество конкурентов. Как много на рынке труда специалистов с вашей квалификацией — сколько резюме размещено на работных сайтах. Бывает так, что вакансий в сети много, но не меньше и предложений от кандидатов. Солидные рекрутинговые агентства регулярно публикуют такие данные в открытом доступе.

Как просить повышения зарплаты у руководства

После подобного исследования рынка можно подумать, как просить прибавку к зарплате у своего руководителя. Ошибки при переговорах о зарплате делятся на две группы.

Первая группа ошибок — «молчание»

Сотрудник недоволен зарплатой, чувствует, что она неадекватна его усилиям и несправедливо занижена. Но он ничего не делает, чтобы дать понять об этом своему руководителю.

Какие чувства может вызывать такая ситуация у работника? Он может сидеть на своем месте и тихонько «обижаться». Может начать злиться на начальников за свою загруженность и отсутствие достойной компенсации. Или, если сотрудник работает несколько лет подряд в компании, он может считать, что прибавка к зарплате должна естественно проистекать из его стажа работы на одном месте.

Часто такое молчание приводит к обидам, внутреннему «взрыву», поиску более выгодных вакансий. После этого может последовать спонтанное, необдуманное решение о смене работы. Исходя из моего опыта, могу сказать, что для руководителя подобный шаг часто является громом среди ясного неба. При этом у работодателя не возникает мысли, что причиной увольнения может быть недостаточная заработная плата. Скорее, начальник подумает, что работник просто нашел работу с лучшими условиями, например, ближе к дому.

Вторая группа ошибок — «наезд» на начальника

Когда подчиненный приходит к руководителю и говорит: «Я хочу больше. Я знаю – эта вакансия стоит на рынке такую-то сумму. И, если вы не добавите мне денег, я уйду. Меня с радостью возьмут в одну — вторую — третью компанию, я прекрасный специалист».

Это неконструктивное решение, даже если начальник понимает важность сотрудника для организации. Вариантов развития событий здесь может быть несколько, и все они неприятны для работника.

  • Во-первых, начальник может «с ходу» уволить такого сотрудника, даже если он понимает, что это будет потерей для компании.
  • Во-вторых, даже если он согласится поднять зарплату (после приведения обоснованных аргументов), он будет раздражен и недоволен именно этим работником. При первой возможности он начнет поиски нового специалиста на замену. В такой ситуации неожиданностью может стать увольнение именно для того, кто инициировал этот процесс.

Как подготовиться к разговору о повышении зарплаты

Как лучше подготовиться к разговору с руководителем на такую щекотливую тему?

  1. Проведите анализ рынка труда по алгоритму, который мы привели выше: оцените стоимость позиции, количество предложений от компаний и количество конкурентов из числа специалистов вашего профиля.

  2. Оцените объем работы, который вы сейчас выполняете. Если он изменился с момента последнего изменения зарплаты (или момента трудоустройства), то приведите конкретные аргументы: в цифрах, объемах, процессах и процедурах. Будьте готовы к оперированию фактами, а не эмоциями. Например, при устройстве вы занимались оценкой договоров при сдаче помещений в аренду. И вдруг компания начинает заниматься еще и лизингом автотранспорта. Это другая работа, здесь нужно применять другие навыки. И в этом случае обращение к директору фирмы по поводу повышения оклада будет вполне обоснованно.

  3. Сформулируйте справедливое (на ваш взгляд) изменение зарплаты. Почему сейчас вы имеете право на увеличение оклада, продвижение по карьерной лестнице?

  4. Будьте готовы к взаимным уступкам и разговору о вариантах. Не стойте жестко на своей позиции. Если в чем-то руководитель идет на встречу, сделайте ему встречную уступку. Не всегда это будет касаться денег — предложите взять на себя дополнительную обязанность (которую вы и так часто выполняете, но бесплатно), обещайте задерживаться на работе в случае необходимости (оговорите время и частоту таких задержек). Помните, что существуют нематериальные аспекты, которые для вас могут оказаться существенными. Если руководитель не хочет увеличивать на 15%, а только на 10%, то спросите, возможно ли будет в таком случае брать один выходной в месяц просто так, не в счет отпуска. Или воспользоваться льготными ценами компании на какую-либо продукцию, купить более дорогой полис ДМС и тому подобное.

  5. В начале разговора обязательно подчеркните, что вы лояльны компании, переживаете за ее состояние, болеете за результаты и отношения с клиентами. Вы ценный актив и готовы направлять свои усилия на благо организации. Ваша просьба — это забота о том, чтобы ваша инициатива и энергия адекватно компенсировались в материальном отношении.

Когда идете на встречу с руководителем, будьте во всеоружии, но не доставайте топоры и вилы. Настройтесь на то, что вы ценный сотрудник и важны для компании. Цените свою компанию и усилия, которые она в свое время приложила, чтобы остаться на плаву и зарабатывать деньги. Помните: только взаимное уважение во время такого разговора сделает его эффективным.


«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!