Сбалансированная система показателей

Сбалансированная система показателей

Что такое BSC, как ее внедрить и использовать в компании.
12268

Сбалансированная система показателей (англ. balanced scorecard, BSC) — это методика общей оценки деятельности предприятия, предназначенная для анализа эффективности работы. 

BSC — инструмент для стратегического управления результатами. Метод рассматривается в долгосрочной перспективе, поэтому его делят на тактические и оперативные стратегии. Он ориентирован на четыре показателя:

  1. Финансовые показатели (каковы ожидания собственников, что нужно сделать для их реализации). 

  2. Показатели работы с клиентами/заказчиками (какими мы должны стать для наших клиентов, чтобы реализовать свое видение будущего). 

  3. Показатели эффективности внутренних бизнес-процессов (какие виды деятельности необходимо развивать и совершенствовать, чтобы достичь цели).

  4. Показатели роста и развития организации (развитие персонала: какими навыками должны мы обладать, чтобы реализовать свое видение будущего). 

В каждой группе показателей нужно рассмотреть цели, задачи, показатели/факторы, мероприятия (необходимые инициативы). И сочетать их с видением и стратегией развития компании. 


Основные этапы внедрения сбалансированной системы показателей

Внедрение сбалансированной карты показателей проходит в семь шагов:

  1. Определите видение организации.

  2. Выберите стратегии: каких придерживаетесь, на каких областях деятельности сосредоточитесь. 

  3. Продумайте перспективы и факторы успеха. 

  4. Определите показатели по каждому фактору. 

  5. Разработайте способы расчета: как будете рассчитывать значения показателей.

  6. Подготовьте планы действий: решите, какие меры нужно предпринять для достижения целей. 

  7. Управляйте и развивайте, обновляйте и поддерживайте. 


Стратегические карты

Примерный план карты сбалансированных стратегических целей включает развитие четырех основных взаимосвязанных блоков:

1. Финансы
  • Увеличение дохода.
  • Увеличение выручки компании.

2. Клиенты
  • Привлечение новых клиентов и удержание постоянных старых.
  • Известность бренда компании.
  • Оперативность контактов с клиентами.
  • Соблюдение качества работ.
  • Своевременность выполнения заявок клиентов.
  • Индивидуальный подход к клиентам.

3. Процессы
  • Внедрение новых продуктов / услуг.
  • Стандартизация бизнес-процессов. 
  • Расширение сети филиалов (представительств).
  • Увеличение производительности труда.

4. Сотрудники / инфраструктура
  • Внедрение системы контроля исполнительской дисциплины.
  • Набор и обучение сотрудников новых подразделений.
  • Обучение сотрудников.
  • Реформирование системы материального стимулирования.

Пример карты сбалансированных стратегических целей


Например, перед руководителем стоит задача увеличения доходности бизнеса через рост выручки компании. 

Для того, чтобы это произошло на уровне финансов, надо поработать на уровне клиентов (блок 2). 

В свою очередь, чтобы такая работа с клиентами была возможна, на уровне процессов и услуг нужны определенные преобразования (блок 3). Например, новые продукты и услуги помогут привлечь новых клиентов, стандартизация бизнес-процессов повлечет за собой оперативные ответы клиентам. Такого рода карта в основном подходит для коммерческого (торгового) предприятия. 

Преимущество сбалансированной карты показателей в том, что она подойдет для любой отрасли.

В производстве на первое место выходит продукт, полученный с помощью определенных процессов и технологий (блок 3). Затем разместятся люди, поддерживающие процессы, следом — клиенты, потребляющие продукт. И затем собственник получит финансы. 

На сервисных предприятиях (типа салона красоты, кафе) на первое место выйдут люди — сотрудники, потому что клиенты выбирают в первую очередь сервис, на второе — качество (то есть рабочие процессы). Если клиента все устроило, он принесет сюда деньги. 


Кейс. Как применять сбалансированную систему показателей

Крупная российская производственная компания в 2013 году поставила цель: к 2019 году подготовить компанию к переходу на федеральный уровень. За шесть лет бизнес должен стать способен к стабильному развитию, организовать партнерскую сеть во всех городах-миллионниках, увеличить выручку в три раза и зарплаты сотрудников на 50%. Цель однозначная, конкретная, измеримая и достижимая. 

Ее разложили на уровни стратегий как способов достижения (последовательность действий и следующий за ними результат). Было предусмотрено увеличение выручки и формирование стабилизационного фонда под производство, которое до этого находилось за границей. Стратегии должны были лечь в основу тактических действий. Назначили ответственных за реализацию каждой стратегии и определили сроки исполнения.

На уровне перспективы развития финансов
  • Увеличение прибыли компании (KPI: увеличение выручки в три раза).
  • Уменьшение расходов компании (KPI: сокращение объема заемных средств до 7%, уменьшение доли всех расходов в обороте компании).
  • Увеличение оборота компании (за счет увеличения объема продаж в квартал,сокращение неликвида на 5% в квартал).
  • Создание стабилизационного фонда под производство (KPI: капитализация бизнеса, увеличение объема основного капитала). 
На уровне перспективы работы с клиентами
  • Повышение силы бренда компании.
  • Региональное развитие.
  • Расширение ассортимента.
  • Повышение удовлетворенности потребителя.
  • Повышение категории клиента.
  • Увеличение выручки с каждого клиента.
На уровне перспектив развития процессов
  • Улучшение процесса продаж продукции через внедрение АСУ и воронки продаж.
  • Оптимизация процесса производства продукции.
  • Внедрение процессного управления.
  • Внедрение НИОКР.
  • Управление на основе компетенций.
На уровне перспектив развития персонала
  • Повышение эффективности персонала (система материального стимулирования).
  • Повышение удовлетворенности — социальная политика.
  • Повышение квалификации персонала компании.
  • Формализация деятельности персонала компании.
  • Развитие корпоративной информационной системы.

К 2019 году компания полностью достигла поставленных целей. 


Запомнить

  • Сбалансированная система показателей (англ. balanced scorecard, BSC) — это методика общей оценки деятельности предприятия, которую используют для анализа эффективности работы. Она инструмент для стратегического управления результатами.
  • Этот метод оценивает эффективность четырех показателей: финансовые показатели, показатели работы с клиентами / заказчиками, показатели эффективности внутренних бизнес-процессов, показатели роста и развития организации. 
  • Преимущество BSC в том, что она подходит для любой отрасли.
  • Внедрение сбалансированной системы показателей проходит в семь этапов: от определения видения организации до обеспечения и поддержки.
  • Для удобства при внедрении можно использовать карту сбалансированных стратегических показателей (целей).

Материал подготовлен на основе лекции Павла Бормотова, преподавателя программ MMBA Русской Школы Управления.

Подписывайтесь на телеграм-канал Русской Школы Управления @rusuprav

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!