Новости Русской Школы Управления

04.11.2011
Сергей Пукович: «Быть не «как все» или…?»
Мы говорили ранее с Сергеем Пуковичем, преподавателем и бизнес-консультантом по маркетингу о том, что в основной массе люди приезжают учиться, чтобы получить прикладные инструменты и решить какие-то задачи на определенном этапе. Он еще квалифицировал их как «гончаров» и «садовников». Что дает бизнесу такой сиюминутный поход в конечном итоге и так ли уж нужна большинству компаний креативность маркетинга?

Не заглядывать дальше сегодняшних проблем, оперирование маркетинговыми инструментами только здесь и сейчас – почему так происходит?

Многие люди просто предпочитают об этом не думать, так проще. Жизнь кажется очень активной, постоянно человек в действии, такие менеджеры кажутся востребованными в бизнесе. Их в России называют «это люди, которые решают вопросы». Это пожарные, но задача сейчас не в умении тушить пожары, а в умении их предотвращать. Важно думать не о том, какие компетенции нужны сейчас, а о том, как изменится бизнес-среда, как изменятся требования к сотрудникам и рынку труда. И еще о том, люди с какими компетенциями будут востребованы завтра, через год, через три года. Потому что опыт, знания, они не приобретаются за минуты. И уже сейчас пытаться приобретать те компетенции, которые позволят им быть конкурентоспособными специалистами на рынке труда в будущем.

Много таких?
Далеко не все готовы себя озадачивать. Люди предпочитают таких сложных проблемах не думать. Еще одна важная проблема – шаблонность принятия решения. Успешный маркетинг требует уникальности. Но люди часто стараются действовать так, как действуют все, как принято действовать, как действует большинство на рынке. Копировать друг друга. Это экономика копирования, экономика подражания, это тупиковый путь с точки зрения бизнеса.
Я в своих программах стараюсь сломать в людях эту косность мышления, заставить их под другим углом посмотреть на то, чем они занимаются, как делается бизнес, показать, что бизнес можно делать иначе, по-другому.

Если задуматься, в чем задача маркетинга?
Точно не в том, чтобы продать. Не просто заработать денег, а в том, чтобы продать по-другому, не так, как все. Не только получить прибыль, деньги, а получить деньги иначе, отличным от конкурентов способом. Для того, чтобы продавать как все, маркетинг не нужен. Достаточно посмотреть в окно, все видно. А вот придумать, найти свой путь, это уже другое.  Вот для этого нужно включать мозги, требуется нестандартное креативное решение, мы это стараемся на кейсах, примерах показать. Наиболее успешны те компании, которые придерживаются нестандартного подхода к решению бизнес-задач.

Как в таком случае выстраивать отношения с генеральным директором – зачем рисковать?
Ну, это проблема выбора. Если гендиректор говорит, давай будем производить как все. Это вполне успешная стратегия в условиях растущих рынков, растущей экономики. Когда экономика растет, продажи идут в любом случае, доходность растет. Но если вдруг этот механизм дает сбой, рынок перестает расти, экономика в кризисе, нужно быть готовым к тому, что у такой компании не будут расти продажи, прибыль, она будет в кризисе. Тогда я готов буду спросить: а сейчас вы хотите быть как все? Все говорят – нет. Нам бы хотелось, чтобы мы были не такие, как все. Вот такой подход – как у всех – он связан с тем, а какова степень удовлетворенность руководства компании, акционеров, топ-менеджеров текущими показателями роста, текущей доходностью бизнеса.

На занятиях я часто говорю о том, что, начиная новый проект, нужно в первую очередь изучить требования, ожидания акционеров. Чего они хотят. Если вы видите, что их устраивает текущая доходность, текущие показатели, то, в общем-то, им никакой маркетинг в принципе не нужен. Им не нужны креативные, нестандартные решения, у них и так все хорошо. Это часто объясняет, почему приезжают участники и говорят, а у нас маркетинг не развивается, нам денег не дают. Последние несколько месяцев часто слышу такую фразу: «У нас в компании маркетинг находится в зачаточном состоянии». Иногда это «зачаточное состояние» может длиться годами. Тупо не дают деньги. Почему – посмотрите, может их все устраивает. Тогда вы совершенно правы, зачем рисковать, если все и так хорошо.

Иногда кризис, ухудшение ситуации подталкивает компании к тому, что они пытаются найти нестандартное решение проблемы. Но иногда бывает так, что происходит ухудшение ситуации, потом еще хуже, и потом эта боязнь вылезти из кокона, посмотреть на проблему под другим углом, вообще допустить, что можно решить ее по-другому, людей пугает. Тогда получается печальный исход. В этом нет ничего удивительного. По статистике, обычная ситуация для бизнеса – это провал, это банкротство. Большинство компаний в длинном  периоде времени исчезают. Статистически, успех на рынке – это скорее исключение из правил.

продолжение следует...


Закрыть окно
Закрыть окно