Новости Русской Школы Управления

23.06.2010
Роман Морозов: «Мы эволюционируем, наверстываем упущенное»
Рынок отечественной логистики, не смотря на свое бурное развитие, было бы неверно сравнивать с западным. Как происходит его развитие, какие присутствуют тенденции, общероссийские и мировые, какие у них отличия; нужно ли генеральному директору знать логистику или хватит знаний директора по логистике – ответы на эти и другие вопросы в интервью с Романом Морозовым, бизнес-консультантом, преподавателем «Русской Школы Управления».

Как развивается логистика в России?
У логистики в России большие перспективы. В ближайшие десять лет она будет активно развиваться, набирать обороты. Будут по-прежнему востребованы специалисты.

Развитие поступательное или революционное?
Для меня развитие линейное – по прямой.
Главное, что все больше руководителей понимают, что логистика должна объединять все функции – склады, транспорт и пр. – в единую систему. Только тогда она будет работать в полную силу.

Эта тенденция российская или общемировая?
Давайте не питать иллюзий. Мы здесь, а мир – где-то там. Пока еще нельзя сравнивать российскую логистику с европейской, японской, американской. Там это развивается дольше.
Мы эволюционируем, наверстываем упущенное. И пока немного отстаем. Больше всего это обусловлено недостаточно высоким уровнем менеджмента. У нас большой недостаток квалифицированных директоров, управляющих топ-менеджеров. Каким бы ни был эффективным директор по логистике, без поддержки и понимания генерального руководства он ничего не сможет сделать.

Но если директор по логистике сможет все объяснить…?
Это иллюзия. Если ребенок понимает только, скажем, десять слов, то понять рассказ из ста разных слов ему будет сложно. То же самое и здесь. Генеральные директора также должны постоянно повышать свою квалификацию и представлять себе максимально подробно, что такое логистика, по каким законам она живет и как ею грамотно управлять. Тогда они с директором по логистике будут разговаривать на одном языке. И обучением своего начальника, нужно сказать, директор по логистике заниматься не должен.

Какие вопросы чаще всего задают участники семинаров Школы по логистике? Изменились ли их интересы за последние 2-3 года? Почему, в каком направлении?
Много вопросов звучит по последствиям введения Таможенного союза. Уже сейчас можно наблюдать, как меняется логистическая структура на союзной территории. Контроль будет переноситься на внешние рубежи. И уже сейчас инвестиционные потоки идут в Белоруссию и Казахстан для создания мощных логистических комплексов.
В Белоруссии, например, идет реконструкция структуры аэропорта Минск-2. Несколько комплексов возводится возле Бреста, Гродно. Постепенно будет наращивание мышц для единого экономического пространства. Сейчас это пока еще только единое таможенное пространство, но в будущем, я надеюсь, это будет единое экономическое пространство.
Таможенный союз – это хорошая инициатива, но пока все утрясется, еще будут проблемы.
Вопросы участники задают, в основном, одни и те же. Группы всегда дифференцированы. Одним необходимы базовые знания. Другим – профессиональные фишки. Всегда есть 10% слушателей, которым нужны тонкие, более глубокие вещи. Но большинству необходима, может, не база, но стандартизованный блок среднего уровня. На занятиях каждый найдет необходимое для себя.

Вы были на конференции в Нижнем Новгороде. Как вы оцениваете инфраструктуру Поволжья? Какие регионы, кроме столичного, вы считаете наиболее экономически активными и перспективными? Чего регионам не хватает?
Поволжьем был приятно удивлен. Приятно поразил меня Нижний Новгород. Он удобно расположен в географическом плане – рядом проходит Транссиб. И город сам по себе достаточно развит. Много квалифицированных специалистов. И там сосредоточено много сильных компаний, в том числе логистических. Например, компания Алиди, которая начинала как дистрибьютор продукции Procter&Gamble, теперь расширилась и движется в сторону логистического сервиса. У этой компании есть все шансы стать федеральным логистическим оператором. Я посмотрел, как у них работают склады, какие люди работают, поговорил с персоналом. В целом я высоко оцениваю уровень компаний в Нижнем Новгороде.

Есть ли у специалистов по логистике площадки для общения, обмена опытом (интернет-форумы, ежегодные выставки, периодические издания и пр.)? Насколько они полезны для начинающих менеджеров, насколько – для уже опытных?
Интернет-ресурсов по логистике достаточно. Но пока нет некоего глобального проекта. Все рассредоточены по мелким ресурсам. У логиста, как правило, нет времени торчать на форумах. Если есть проблема, то подсказки можно найти в интернете, это верно. А жить в форуме нет смысла, да и времени нет. Обычно логисты перерабатывают, редко уходят домой вовремя, по звонку.
Однако на форумах можно найти интересные вещи, поскольку там опытом делятся люди, которые что-то делают в жизни, пробуют на практике, экспериментируют. Там можно сразу получить информацию, как избежать ошибок. В качестве источника информации, как не обжечься, это полезные ресурсы.


Закрыть окно
Закрыть окно