Новости Русской Школы Управления

23.04.2010
Михаил Колонтай: «Собственник – это предприниматель, а гендиректор – системный администратор»
Проблемы малого и среднего бизнеса обсуждаются постоянно и на всех уровнях. Но наиболее энергичные представители этой сферы полагают так: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Оказавшись затянутыми сначала в водоворот бизнеса, а затем в новые экономические условия, как бароны Мюнхгаузены они выдергивают себя из топи и… идут учиться. От непродуманных решений предпринимателей предостерегает один из ведущих преподавателей «Русской Школы Управления» Михаил Колонтай. Он выделяет две основные управленческие ошибки современных руководителей…

С какими проблемами чаще всего сталкиваются собственники малого бизнеса? Какие управленческие решения могут помочь их преодолеть или хотя бы минимизировать?

Собственники малого бизнеса, на мой взгляд, сталкиваются с несколькими основными проблемами: 1) это отсутствие навыков работы с торговым персоналом (в малом бизнесе это едва ли не самая главная проблема) и 2) отсутствие навыков поиска новых продуктов или услуг, которые бы соответствовали текущей ситуации на рынке. 

Я часто обращаю внимание на то, насколько предприниматели мало обращают внимание на то, что основу жизнедеятельности их компаний составляют продажи. Отсюда – неумение подбирать, мотивировать и управлять отделом продаж и людьми, которые непосредственно занимаются «добычей денег». 

Многие участники курсов «Русской Школы Управления» даже не представляют, что есть какие-то технологии отбора правильного персонала, распознавания подходящих сотрудников на ранних этапах, способы их мотивации. Почти каждый второй задает вопрос: как мотивировать торговый персонал, почему «процент от продаж» – не лучший способ мотивации, что такое нематериальные стимулы и как их использовать. 

Еще одна важная проблема: чем заниматься малому бизнесу. Я всегда отвечаю так – в малом бизнесе надо заниматься тем, что ты больше всего умеешь делать. 

Прошли те времена, когда бизнес строился по схеме: где-то дешевле купить, а здесь подороже продать. Целое поколение бизнесменов работало так, не имея и не желая приобретать никаких управленческих навыков. Сегодня – и кризис в этом сыграл свою роль – выживают те, кто занимаются «своим» бизнесом, хорошо ориентируясь в его тонкостях, законах и правилах. 

Изначально было два типа бизнесменов: те, которые основывают свое дело, имея какие-то знания (например, юристы, бухгалтеры-аудиторы, специалисты в какой-то узкой области); и те, кто выходили на рынок, потому что считали, что просто могут этим заниматься. Вторых я называю коммерсантами, они искали, где дешево, и перепродавали. Сейчас рынок сворачивает такой вид деятельности. 

На занятиях я даже провожу опросы – мне интересно, из какой из названных категорий бизнеса участники семинаров Школы. Большинство говорят, что начинали как коммерсанты, но постепенно пришли к пониманию, что, чтобы продолжать существование на рынке, нужно знать законы управления. Для этого они и приходят на курсы. 

Ашан приходит в регионы, и становится ясно, что купить где-то дешевле и накрутить свои 300% становится просто невозможно. 

Чем помогают курсы Школы? 

Курсы Школы помогают людям, которые начинали в 90-е годы на голом энтузиазме, структурировать свои знания, увидеть, как можно дальше развивать бизнес. 

Есть теория («стратегия как свод простых правил»), которая говорит о том, как начинать бизнес: первый шаг – броситься в неизвестное, потом схватить удачу за хвост, а потом структурировать свою компанию. 

Коммерсантам предстоит все начать заново? 

Вовсе нет, они уже многое сделали: ринулись в неизвестное, схватили удачу за хвост, заработали, у них появилась группа людей – помощников, единомышленников. Теперь им надо лишь формализовать все процессы, научиться мотивировать, строить отделы, департаменты, выполнять отдельные функции. Не продавать, а управлять – теми же продажами, маркетингом. 

Отличаются ли функции собственников от функций генеральных директоров?

В малом бизнесе в большинстве случаев мы сталкиваемся с ситуацией, когда собственник бизнеса является генеральным директором. В крупном – это разные люди, и генеральный директор, как правило, наемный работник, а собственник принадлежит зачастую к политической элите. 

Поэтому надо разделять курсы для малого и среднего бизнеса, где гендиректор является собственником, и курсы для крупных предприятий. Очень редко собственники малого и среднего бизнеса полагают, что могут отойти от дел и передать работу наемному управляющему. 

Но в целом, собственник – это предприниматель, а гендиректор – это «системный администратор», он системщик, который знает, как управлять ресурсами, которые ему передал собственник. У собственника больше лидерских и предпринимательских качеств. 

Генеральные директора уже должны обладать определенным набором навыков, что им дают курсы?

Формально гендиректор должен обладать управленческими навыками, но это не значит, что он ими обладает. Особенно это касается сферы малого бизнеса, где человека назначают на руководящую должность, хотя он еще не умеет управлять. В большинстве случаев люди получают должность, и приходят на занятия узнавать, чем они должны заниматься и как, что им нужно делать. Поэтому в Школе есть программа, которая сосредоточена на то, чтобы структурировать функции и технологии управления. 

Продолжение интервью читайте в следующих новостях


Закрыть окно
Закрыть окно