Новости Русской Школы Управления

30.03.2010
Роман Морозов: "О новых тенденциях в логистике"
Вы участвовали в конференции «ЛОГИСТИКА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ» в сентябре 2009 г. Вспомните, пожалуйста, к каким основным выводам пришли ее участники? Какие мысли показались вам революционными? Какие – наоборот – тормозящими развитие отрасли, отмирающими?

Принципиально нового, к сожалению, ничего для себя не услышал. Хотя кое-что интересное в презентациях прозвучало. Например, был интересный блок от представителя органов сертификации по изменениям в техническом кодексе, законодательстве, которые регулируют качество продукции. С интересом послушал также представителя российской таможни, который вкратце дал информацию о нововведениях по Таможенному союзу с Белоруссией и Казахстаном.

Остальные участники рассказывали, как у них организованы те или иные логистические операции.

Например, речь шла о копакинге – особой предпродажной подготовке товара. Relogix рассказал немного об организации труда. Интересная презентация была у компании Санна-Литер, посвященная таможенным процедурам и складам.

Появились мысли, чем бы вы могли им помочь как консультант?

Не задавался такой целью. Я искал для себя какие-то полезные идеи, примеры из практики. В принципе, мне было интересно узнать, например, о многофункциональности персонала (у Релоджикс). Сейчас повсеместно больше распространена специализация складских работников – у каждого свой отдельный вид операции (отбор, проверка, контроль и пр.). У них, наоборот, работники широкого профиля. Но персонал не просто сегодня делает одно, а завтра – другое. У них разработана собственная система допусков. Чтобы заниматься той или иной операцией, необходимо получить допуск к ней. Нужно сдать экзамен, аттестацию, чтобы заниматься той или иной работой. Это гарантирует качество выполняемой работы.

А, в общем, увидел, кто чем живет на рынке, чем дышит.

Недавно законом была отменена обязательная сертификация парфюмерной продукции. Как это отразилось и отразится на соответствующем рынке? Будет ли в связи с этим чувствоваться какое-то влияние непосредственно на сферу логистики?

В принципе, это упрощает работу. И в то же время это повышает ответственность самих компаний. Потому что они сейчас должны заявлять, соответствует ли импортируемый ими товар заявленному качеству или нет. Если раньше специальные органы проверяли каждую партию, то сейчас продавцы сами уведомляют их. Нет барьера. Потребители от этого не пострадают. Санитарно-гигиенические нормы никто не отменял, а данная мера лишь упрощает работу бизнеса.

Какие качества специалистов по логистике сейчас наиболее важны? Какие перестают быть актуальными?

Если мы говорим не о менеджерском составе, а именно о специалистах, то здесь ничего не поменялось. По-прежнему нужны умные люди, многофункциональные, которые смогут и закупать, и прогнозировать, и в таможне разбираться, и в складе, и в транспорте и т.д.

Что касается менеджеров, то сейчас в среде нанимателей происходит важный процесс – они начинают понимать, что нужно ждать от логистов. Потому что большинство руководителей до последнего времени не понимали и не старались понять, что такое логистика и как она работает. Теперь ситуация потихоньку меняется. Генеральные директора начинают формировать образ человека, который сможет заниматься логистикой в компании.

Как именно формируется этот образ?

Благодаря информации. Сейчас значительно больше информации на эту тему, поэтому руководители начинают более свободно в этой сфере ориентироваться. Очень помогают курсы повышения квалификации для руководителей. Многие читают статьи в специализированных журналах. Другим помогает общение с коллегами, друзьями и знакомыми. Так происходит некий ликбез.

Какие тенденции можно отметить в логистике в последние полгода? Как мировой финансовый кризис повлиял на процесс становления логистики (как прикладной сферы экономики) в России?

От логистов, впрочем, как и от других сфер, стали больше требовать оптимизации, сокращения затрат. В логистике есть два параметра, которые кладут на две чаши весов. С одной стороны, это уровень сервиса. С другой стороны, затраты, которые несет компания, чтобы поддерживать выбранный уровень сервиса. Баланса достигают немногие.

С началом кризиса начала сильно перевешивать часа с затратами. Люди готовы были хуже обслуживать клиента, но при этом экономить.

И до сих пор эта ситуация сохраняется. Впрочем, нужно отметить, что буквально в последнее время немного начали больше внимания обращать на сервис. Потому что компании начали терять рынок. Это связано с тем, что из-за кризиса стало происходить перераспределение рынка. На рынок начали выходить новые игроки и откусывать кусочки от общего пирога. «Старички» не хотели поддерживать уровень сервиса, экономили и в результате теряли клиентов. Для новых игроков вход на рынок сильно облегчился. Молодые компании смогли предложить хороший уровень сервиса по небольшой стоимости. А для потребителя сервис как был важен, так и остался.


Закрыть окно
Закрыть окно