Новости Русской Школы Управления

22.03.2010
Виталий Субботин: «Юристы - не «бумажные черви» и «крючкотворы»
Право, правильно, управлять. Эти слова неразрывно связаны друг с другом общими корнями. В современном обществе, где все подчиняется установленным правилам, знания и навыки становятся необходимыми условиями для выживания бизнеса. Однако самим юристам, и вообще всем специалистам, работающим в правовой сфере, почивать на лаврах некогда –необходимо постоянно повышать свою квалификацию. О том, как это сделать, рассказывает руководитель направления «Право» в «Русской Школе Управления» Виталий Субботин.

Законодательство меняется постоянно, как удается на курсах «Русской Школы Управления» учитывать нововведения?

В первую очередь, это обеспечивают преподаватели-практики: большинство из них являются сотрудниками Высшего Арбитражного суда, ведущими юристами успешных юридических фирм, начальниками юридических отделов крупных компаний. Знания, приобретенные в практической деятельности, они успешно передают нашим участникам. Во-вторых, мы постоянно проводим краткосрочные семинары на 1-2 дня по самым актуальным темам: изменениям законодательства, новой судебной практике, изменившимся регламентам и законодательным инициативам.

Право – это работа только с бумагами или есть и другие аспекты?

По моему мнению, юрист-это «психолог наоборот». Если психолог пытается разобраться в глубинах поведения личности, то юрист разбирается в глубинах формальных правил, которые личности навязывают государство и общество. Еще в древнем Риме юристы были религиозными служителями, а право религиозным институтом – таинством, доступным только избранным. Юрист должен разбираться не только в тонкостях законодательства, но и быть специалистом в области психологии, менеджмента, бухгалтерии, маркетинга и прочих науках, в зависимости от области своей специализации. Юристы отнюдь не «бумажные черви» и «крючкотворы», это виртуозы разрешения проблем, которые мы себе наживаем, нарушая правила.

Какие основные компетенции необходимы директорам по праву?

Директора по праву должны иметь, по моему мнению, в своем арсенале следующие компетенции:

  • стратегия, маркетинг (чтобы говорить на одном языке с топ-менеджерами и принимать участие в стратегических инициативах);
  • оперативное управление (делегирование полномочий, оргструктура отдела, подготовка бюджета, подготовка и согласование приказов и положений по предприятию);
  • корпоративное право (органы управления предприятиями, полномочия и выстраивание отношений между ними);
  • построение холдинговых структур (отношения взаимозависимости, распределение функций, защита имущества, оптимизация налогообложения);
  • безопасность бизнеса (защита предприятия от недружественных действий со стороны третьих лиц);
  • юридическое администрирование (договорная работа, претензионно-исковая работа, локальное нормотворчество).

Помимо указанных, Директор по праву должен в совершенстве владеть навыками ведения переговоров и публичных выступлений, показывая пример не только своим сотрудникам, но и всему высшему управляющему персоналу организации.

Кто из сотрудников правовых отделов нуждается в постоянном (первоочередном) повышении квалификации?

Конечно, в первую очередь руководители. Потом специалисты, причём специализация может быть как функциональной (взыскание дебиторской задолженности, претензионно-исковая работа, договорная работа) так и отраслевая (юрист по трудовому, налоговому праву и т.д.). На сегодня линейка программ «Русской Школы Управления» удовлетворяет практически все потребности в программах повышения квалификации юристов.

Зачем юристам и правовикам предлагается мастер-класс по переговорам?

Переговоры – это один из ключевых навыков юристов. Ведение переговоров по предмету, цене сделки, срокам поставки, выполнения работ, оказания услуг, досудебные переговоры, обсуждение претензий сторон, да и само судебное заседание – все это тактика, которая подчиняется особым негласным правилам. «Выигрывает войну не тот, кто сильнее, а тот, кто хорошо к ней подготовился» – не помню, кто сказал, но сказал правильно.

Какие качества, на Ваш взгляд, необходимы руководителю правового департамента в крупной фирме?

О профессиональных качествах уже сказано выше. То, что касается личных качеств то это порядочность, ответственность, целеустремленность, гибкий ум, вежливость, пунктуальность.

Отличаются ли эти качества от тех, которыми должен обладать ответственный за правовые вопросы в небольшой компании?

Величина бизнеса на сегодняшний день не является определяющим критерием. Иногда практика, которую имеет юрист небольшой компании, намного насыщеннее и интереснее практики, которую имеет юрист крупной компании. Основные отличия связаны с управленческими навыками и знаниями: в крупных компаниях юристам приходится сталкиваться с такими инструментами как BSC (система сбалансированных показателей), бюджетирование, грейдирование… – то, что изучают на программах МВА и у нас в «Русской Школе Управления».


Закрыть окно
Закрыть окно