Новости Русской Школы Управления

17.12.2009
Образование в России через 10 лет
Обозревая на своих страницах вопросы будущего российского образования, портал slon.ru затронул его различные аспекты. Реальный рынок труда и спрос на услуги высшего образования на сегодняшний момент находятся в условиях конфронтации, и как далеко может завести такое несоответствие, утверждать сложно. И всё же, анализируя ассортимент предъявляемого перечня профессий и квалификаций, портал предлагает свой взгляд и прогноз на перспективу длиной в 10 лет.

В России ничтожно мало готовится специалистов для инновационной экономики, в сравнении, например, с Германией. И в то же время мы лидируем по количеству выпускников юридического, экономического, факультета менеджмента. У такой диспропорции есть, конечно же, ряд причин, одна из которых – доступность образования, выражающаяся в  наращивании коммерческих факультетов, а также отложенный спрос на образование, который не мог быть ранее реализован в силу планового ограничения мест в вузах. С этими же причинами связан и существующий в настоящее время ажиотажный спрос на экономистов.

Названная лёгкая доступность в советские времена обеспечила и доступ к дипломам экономических учёных степеней. Поэтому к 90-м годам основу тысяч экономических факультетов и филиалов составила огромная когорта  марксистско-ленинских экономистов, одновременно кандидатов и докторов наук, академиков и чл.-корреспондентов АН.  И даже если сейчас будет отрегулировано количество факультетов и их соотношение, всегда найдутся абитуриенты, которые просто перейдут, или выберут другой факультет, для которых нет особой разницы, где учиться. Портал называет цифру таких будущих «профессионалов» - 25% от общего числа. Этот момент также даёт в прогнозе фактор неопределённости.

Проблемы качества и формата современного образования обсуждались на круглом столе Российской экономической школы «Создание университетов мирового класса: международный опыт и российская практика». В своём выступлении министр образования и науки Андрей Фурсенко говорил о необходимости изменения экономики после выхода из кризиса и консервативном мышлении людей из области образования.  Свои предположения об университете ближайшего будущего он выразил так: «Те модели, что приняты сейчас, уйдут через 5 – 10 лет, но думать об этом стоит уже сегодня. Я скажу крамольную вещь, но для меня, например, не очевидна идея мощных кампусов  сегодня. Это стоит обсудить. Мир уходит в другую логику, в другую сферу».


Закрыть окно
Закрыть окно