Отзывы преподавателей о семинаре «Стратегия и бюджет»

Мукумов Ремир Эркинович
06 Апреля 2010
Тема: «В муниципалитетах должны работать одержимые люди»

Насколько необходимы курсы повышения квалификации современным муниципальным служащим?

Этот вопрос, безусловно, актуален. Если посчитать, государственных и муниципальных служащих более 10 тысяч по всей стране, и, конечно, в этом сегменте большая текучесть кадров: постоянно кто-то приходит, кто-то уходит. Обучаться нужно, несомненно. И при этом необходима целевая программа, которая бы давала всем не столько теоретические знания, сколько практические инструменты. А еще очень велика потребность в людях, которые могут рассказать именно с практической точки зрения, как заниматься эффективным управлением муниципальными образованиями. Соответственно, преподавателями должны быть практики, которые имеют опыт внедрения проектов или реализации изменений в законодательстве и т.д. Таких людей можно привлечь, они не скрываются. Они часто выступают на конференциях, работают в ведомствах, министерствах, муниципалитетах. Их пригласили вести Mini MPA, и они находят возможность совмещать свою основную деятельность с преподаванием.

Какие компетенции сейчас есть у муниципальных служащих, каких им еще не хватает?

Те люди, которые возглавляют муниципальных образований, должны обладать, в первую очередь, управленческими навыками. Что касается отраслевых направлений, то в каждом есть свои узкие специалисты. Знать всё просто невозможно, но нужно стремиться к тому, чтобы быть всегда чуть впереди.

Чувствуется не только недостаток управленческих знаний. Современные государственные и муниципальные служащие испытывают нехватку общения – профессионального общения с коллегами. В России пока нет площадки, где бы главы и сотрудники муниципалитетов могли обсудить текущие вопросы, поделиться успешным и не очень опытом реализации тех или иных проектов. Было бы полезно организовать такую площадку в интернете, но пока ее нет, нужно использовать время, проведенное за партой.

На государственную службу идут люди с определенным багажом знаний. Его не хватает?

У каждого, как минимум, должно быть высшее образование. Это обязательное условие. Но даже высшее образование не гарантирует стопроцентного успеха. Все зависит от того, какой институт они заканчивают, где обучаются, в каком направлении специализируются. Если даже говорить о непосредственном управлении народным хозяйством, то реальных знаний по этому направлению студенты получают крайне мало. Чаще всего это лишь теоретические основы. Поэтому необходимо сформировать курсы повышения квалификации для муниципальных служащих, причем исходя практической базы. Ее могут дать далеко не все. Во-первых, на это способны люди, обладающие степенью MPA (Master of Public Administration). Во-вторых, консультанты, действующие и бывшие руководители муниципальных образований и т.д. Они и привлекаются для преподавания на программе Mini MPA.

Mini MPA составлен на основе «большого» MPA. Какую часть оттуда взяли?

Практическую. Отказались от теории, введения, сократили объем истории бюджетного процесса. И пришли к конкретным вещам, которые интересуют муниципалитеты. И второй момент – мы рассказываем, как реализовывать и решать те задачи, которые уже сейчас стоят перед муниципалитетами. То есть даем прикладные техники, готовые к использованию, их можно применять сразу по возвращении домой.

Участники задают конкретные вопросы или хотят просто ориентироваться в новых направлениях госуправления?

Речь обычно идет об абсолютно конкретных вопросах. Более того, когда мы на практическом занятии рассматриваем материалы, это материалы рассматриваются на примере конкретных муниципалитетов. Принятые ими решения препарируем, разбираем допущенные ошибки или отмечаем, наоборот, удачные решения.

А можно ли опыт одного региона применять в другом?

Можно, потому что методология бюджетного процесса (то, что мы рассматриваем на первом модуле), в общем, одинакова. И в каждом регионе совершаются, по большому счету, похожие ошибки. И почти в каждом случае встречаются примеры удачных решений. При систематизации этих данных можно переложить опыт на любой регион России. Законодательство для всей России единое, а об особенностях регионального законодательства мы рассказываем на занятиях, и учитываем эти различия в примерах.

Откуда берутся ошибки?

В первую очередь, это неправильные управленческие решения. Скажем, сегодня мы разбирали проблему нехватки детских садов и, как следствие, недостаточный уровень подготовки детей к школе. Первое, что предлагали участники, откровенно советское решение – строить новые детские сады. Только когда задаешь вопрос: «Зачем строить на селе, где всего 1-2 ребенка?» – участники начинают задумываться и понимать, что необходимо принимать другие решения. В ходе обсуждения, наконец, вышли на приемлемый концепт: например, можно заключать трудовой контракт с учительницей первого класса, которая будет готовить детей к школе. А если поступить необдуманно – по первому пришедшему в голову плану – и построить детсад, то деньги были бы потрачены, а само учреждение бы пустовало.

Кто из участников более активен на занятиях?

Статус у всех более-менее одинаковый – это главы муниципальных образований, возрастные различия тоже минимальные. Поэтому вопросы у участников похожие. Радует, что они не чураются встать и высказать свою точку зрения, все достаточно активны. На моих занятиях ни один не отмалчивался. Чувствуется, что все приехали сюда за знаниями, они сами заинтересованы в активном обсуждении.

Но надо заметить и то, что наша задача как преподавателей – не просто дать знания, а вывести участников на правильное решение. Дать алгоритм решения вопросов, чтобы они в будущем самостоятельно могли находить ответы.

Какие темы вы обсуждаете?

Мой блок посвящен бюджетированию, ориентированному на результат. Эта тема для России не новая, есть ряд документов, которые регламентируют данный процесс. Но в то же время мы топчемся на одном месте. Бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает изменение общей структуры администрации и работы любого чиновника таким образом, чтобы не ему было тепло и сухо, а чтобы простым гражданам стало немножко лучше. И каждый раз, приходя на работу, чиновник должен об этом думать. Изменение мотивации чиновников предполагает: если людям, которые живут в этом городе, не становится жить лучше, то бери свои вещи и освобождай кресло, ты не справился со своей работой.

Кто же откажется от теплого и сухого места в пользу комфорта незнакомца на улице?

Чиновники обязаны это делать, иначе незачем приходить работать в муниципалитеты. В муниципалитетах должны работать одержимые люди.

Как появилась идея создания программы Mini MPA?

Несколько лет назад мы – группа экспертов – поняли, что необходимо готовить руководителей муниципальных образований с практической точки зрения. И мы начали искать, какой есть механизм на сегодняшний день. Увидели, что есть хорошая программа MPA. Она уже успешно работала в Европе и США. Мы стали собирать знания, которые были на тот момент: объединили голландский опыт, новозеландский, австралийский, американский. Например, я лично объездил несколько стран, месяц стажировался в США, чтобы понять, как эта система работает. На 3 месяца ездил в Голландию и Бельгию, чтобы понять, какие направления необходимо разработать. И когда мы собрали весь этот международный опыт, то поняли, что для нас ничего страшного нет, что Россия может перенять его. Был подготовлен доклад, зачитан при комиссии минобрнауки, потом появилась программа, которая описывает все процессы MPA. Но к сожалению, эта программа не была утверждена министром. В любом случае мы решили не останавливаться, и разработали программу Mini MPA и, оказалось, она востребована.

Значит, в России сейчас MPA нет?

Нет, для получения этого специализированного образования необходимо ехать за рубеж – Америку или Европу. Поэтому Mini MPA – хорошая альтернатива. Программа ориентирована на практику. Отметил для себя, что сегодня, когда на занятиях мы разбирали постановления некоторых руководителей муниципалитетов, участники курса уже научились видеть ошибки, уже могут предложить какие-то нетрадиционные варианты решений. Видел по глазам, что у них появилось желания уже и свои какие-то документы исправить. Значит, цель достигнута.

Лозинский Сергей Викторович
06 Апреля 2010
Тема: «При выборе программ необходимо подходить дифференцированно»

Насколько необходимы курсы повышения квалификации современным муниципальным служащим?

Я считаю, что они остро необходимы. Это, пожалуй, самое важное, потому что городам нужно стратегическое развитие и, более того, правильная политика в определенных направлениях (целевые программы, жилищная политика и пр.). А для этого служащим необходимы специальные знания и навыки. Очень часто города не имеют возможности привлекать высококвалифицированных, действительно профессиональных консультантов, потому что эти услуги стоят дорого, и городские бюджеты такие расходы часто просто не могут себе позволить. В результате города нередко привлекают «полулюбительские» команды к разработке документов, которые затем пылятся на полках городского руководства и не могут быть внедрены на практике. А образование и повышение квалификации собственных сотрудников – это то, что городской бюджет может себе, как правило, позволить.

Достаточно часто можно наблюдать, как выделенные средства тратятся на дорогостоящие консалтинговые услуги, которые не всегда нужны данному муниципалитету. Городская или районная администрация часто не может правильно определить свою потребность во внешних консультантах. Например, на очень трудоемкую совокупность задач закладывается небольшой бюджет, и тогда на эту работу претендуют менее профессиональные и подготовленные фирмы или научные коллективы. Или напротив, высокопрофессиональная компания привлекается на работу, которая не имеет прямого выхода для города. Отсюда и низкий КПД таких акций. Это касается стратегий, целевых программ, маркетинговых программ, и пр.

Нужно сказать, что все эти действия нужны, однако без предварительной подготовки, стратегического подхода и высокой квалификации исполняющего персонала они теряют свою действенность. Города и районы должны сами понимать специфику стратегических задач и политик, для разработки которых они планируют привлечь внешних консультантов. Только тогда это взаимодействие будет полезным для города. Но для этого как раз нужно учиться.

Очень много стереотипов, мифов в сфере государственного и муниципального управления. И чтобы эти мифы преодолеть, необходимо расширять кругозор и повышать квалификацию.

Основная аудитория Mini MPA – это не столичные служащие?

Совсем напротив, муниципальным служащим крупных городов эти знания необходимы даже в больших пропорциях. Города с большим бюджетом имеют возможность привлекать для разработки программ стратегий развития профессиональные компании. Но для того, чтобы правильно в этом разобраться, выбрать правильную обслуживающую компанию, и чтобы все это потом имплементировать, внедрить в практику, знаний необходимо еще больше.

Поэтому курсы повышения квалификации муниципальных служащих нужны по двум причинам. Во-первых, это наиболее эффективное вложение денег, направленных на решение стратегических вопросов. Во-вторых, это дает умение правильно выбрать программу и внедрить то, что разработано сторонней организацией, и в результате грамотно управлять городом при реализации стратегии.

Один важный момент нужно отметить. Часто бывает так, что на курсы повышения квалификации посылаются люди по остаточному принципу или случайно. То есть либо низовые сотрудники, которых не жаль оторвать от работы, либо на обучение ездит начальство среднего уровня (заместители мэров, руководители департаментов), которое изучает узкоспециализированные вопросы. Но я считаю, при выборе программ также необходимо подходить дифференцированно, чтобы каждому сотруднику дать необходимый уровень знаний.

Очень нужна образовательная программа для непосредственных руководителей городов. И хорошо, что у нас на Mini MPA есть такие люди. Поскольку все так или иначе зависит от главы. Если руководитель получил правильные знания, знаком с современными методами управления и умеет ими пользоваться, то город сразу получает большое преимущество в развитии.

Также необходимо обучать линейных специалистов по направлениям. Так что нужно правильно распределить служащих по существующим программам обучения.

Какие именно вопросы им необходимо изучать в первую очередь?

Прежде всего, необходимо изучать подходы к стратегическому развитию. Далее – вопросы по сферам городского планирования, инфраструктурного планирования, жилищной политики, качеству жизни. Прежде всего, те направления, которые у нас в городах является большой проблемной зоной.

Какие компетенции сейчас есть у муниципальных служащих, каких им еще не хватает?

Это зависит от города, области, уровня. Но в целом у нас не так много городов, где бы муниципальные служащие отличались наличием комплекса хороших управленческих компетенций, особенно в стратегической сферы. Как правило, чиновники этого уровня четко знают свои полномочия, в плане юридическом они также довольно хорошо подкованы, достаточно хорошо они знакомы с вопросами бюджетной политики. Но представлений о том, как повышать доходы города, как развивать структуру города, часто не хватает, также как не хватает и стратегического видения развития города.

Насколько актуальна программа Mini MPA?

В России она крайне актуальна. MBA в сфере бизнеса очень распространен, все понимают его достоинства и недостатки, и в области бизнеса проблем с образовательной подготовкой кадров нет. А в сфере госслужбы в этом смысле проблемы есть. Привлекать готовых высококлассных специалистов из коммерческой сферы муниципалитеты не имеют финансовой возможности. На госслужбу идут люди совсем иного склада. Они часто мотивированы правильно, но им не хватает профессиональных знаний. И программа Mini MPA дает возможность достаточно оперативно и качественно подготовить кадры.

В чем принципиальное отличие программ MPA и Mini MPA?

Краткий формат сейчас несколько выигрывает потому, что очень много текущих вопросов. На госслужбе люди работают много, и решение текущих вопросов занимает очень много времени. Поэтому оторвать человека на год, даже полгода, а тем более на два – ради обучения – это значит практически потерять человека. Знаю по своей практике, что многие специалисты, приезжающие из регионов на обучение в Москву, назад уже не возвращаются. В столичном городе намного больше возможностей для выгодного трудоустройства, и за время обучения человек «отрывается» от специфики своего региона.

Mini MPA как раз не отрывает надолго от текущих вопросов, но в то же время это такая серьезная встряска для мозгов, получение новых знаний. Особенно хороша эта программа для глав городов и их заместителей. Но для госслужащих, рядовых исполнителей это тоже полезная программа.

Кто приходит на занятия? Какая категория участников наиболее активна на занятиях? Почему?

В основном, это первые лица городов – мэры и их заместители. Это очень хорошо. И значит, что программа нашла отклик среди аудитории, на которую и была рассчитана изначально. Активность больше зависит от человека, от личностных качеств. Есть некая проблема в том, что в нашей стране люди не всегда умеют играть в «социальные игры». То есть, когда взрослые люди, имеющие определенный опыт и статус, вынуждены на время об этом как бы забыть и начать играть по определенным правилам, в определенной роли, «с чистого листа». И неумение подчиняться этим правилам достаточно распространено и со стороны муниципальных служащих, и со стороны представителей бизнеса. Вопрос в том, насколько это «укоренено» в сознании людей. Возможно, это действительная местная специфика, и тогда нужно менять многое в моделях обучения. Но может быть также, тут дело в недостатке опыта таких «социальных игр», и со временем все придет. На своей практике я встречался с разными случаями, и не могу окончательно для себя найти ответ на данный вопрос.

Какие основные темы рассматриваются на занятиях?

Основная тема моего блока – стратегии для города. Здесь можно выделить четыре опорных точки. Во-первых, это основные подходы к городскому управлению. Во-вторых, процесс разработки стратегии, планирование и реализация этого плана. Остальные две касаются более детального рассмотрения важных направлений городской политики: промышленные парки и качество жизни.

Промпарки – это инновационные проекты или отголосок советских промзон?

На занятиях мы рассматриваем вопросы построения производственной инфраструктуры, создания специализированных зон нового поколения. Сравнивать и брать примеры есть откуда. Это прежде всего опыт Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии. Промпарк – это проект, присущий развивающимся странам. В США, как и в Западной Европе, это направление складывалось естественным путем, и сейчас не так актуально, тем более, что нередко промышленность переносится из этих стран в развивающиеся страны. Но и в США, и в Европе, если есть потребность в создании производственной инфраструктуры нового поколения, используют модель «промышленных парков».

Это направление инновационное в том смысле, что это производственная структура нового поколения. Раньше все сводилось к простому действию – выделить участок земли и все на этом закончится. Сейчас факторов, которыми необходимо управлять, значительно больше, поэтому работа становится более трудоемкой и требующей глобального стратегического подхода.

В какой форме проходят занятия?

Форма смешанная. Семинар с индивидуальной и групповой работой.

Как учитывается региональная специфика?

На мой взгляд, пока ее учитывать довольно сложно. В аудитории собираются люди из совершенно разных регионов страны, лучше давать общие базовые вещи для всех. Вот если бы группы формировались с учетом географии – Mini MPA для Поволжья, для Урала, Дальнего Востока, Сибири – то тогда было бы эффективно выделять специфические темы. В будущем, думаю, в этом направлении можно развиваться, и к этому можно стремиться.

Закрыть окно
Закрыть окно