Русская Школа Управления
РШУ
Учебный центр Лидер на рынке бизнес-образования

ON/OFF – образование

Лучшие материалы на Ваш email

О бизнесе, управлении, мотивации персонала и бизнес-образовании каждую неделю!

Нас читают уже 23 565 специалистов
Топ авторов
3
1233
06 Июля 2016
«От эксперта к руководителю» – первая книга из серии уникальной коллекции РШУ!

С 2016 года Русская Школа Управления выпускает книги преподавателей. Огромный опыт работы в реалиях русского бизнеса позволил накопить тренерам РШУ багаж уникальных востребованных знаний. Теперь информацию, проверенную на практике, можно приобрести для личной библиотеки профессионала. Первой из этой серии стала книга Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю».

24 Ноября 2016
113

Недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев анонсировал создание единого портала онлайн-образования. Он отметил, что портал объединит существующие платформы онлайн-курсов в электронном образовании, будет сформирована система проверки результатов обучения. Какие плюсы и минусы несет в себе такой проект для будущих студентов, имеет ли он смысл?


Тютюнов КонстантинРуководитель 12 направлений обучения РШУ, тренер MiniMBA

Создание портала может означать лишь появление агрегатора информации о различных провайдерах и курсах. Возможно, это станет удобным местом для подбора программы обучения, особенно, если там будет удачный интерфейс и функционал. Но в этой сфере уже высокая конкуренция и много проектов. Пока нет признанных удобных, проверенных и достаточно массовых решений, облегчающих студенту подбор курсов. Ситуация такова, что даже небольшие проекты частных лиц выглядят достойно из-за того, что большие проекты пока не могут предложить что-то «прорывное». Не уверен, что государственный проект победит или даже сможет показать достойный результат в этой конкуренции. Возможно, что дополнительный функционал будет тем самым прорывом. Если это будет онлайн портфолио, то идея не новая и есть проекты, например, degreed, который за последние годы далеко продвинулся. И тут много подводных камней. Например, если портал будет учитывать только проверенные курсы и провайдеров, то они могут охватывать очень малый круг образовательных активностей студента. Особенно очевидно это будет в сфере онлайн-обучения, которое экспериментирует с форматами и содержанием. Даже банальная тематическая классификация курсов вызывает большие сложности. А если система будет «всеядна», то в ней может быть очень много образовательного мусора.


Наиболее перспективным функционалом подобного всеобщего образовательно портала может стать обеспечение гибкости формирования траекторий обучения. То есть, если пользователь пройдет, например, 50 курсов от 20 различных учебных заведений, то портал выдает общий итоговый документ государственного образца о, например, высшем образовании. В таком случае появится возможность выбирать лучшие курсы из набора конкурентов и гибко настроить содержание на свои реальные нужды. Не секрет, что многие длительные программы обучения наполнены не наиболее актуальным содержанием, а тем, что может представить учебное заведение. А ученик должен тратить ресурсы и время на эту бесполезную, а то и вредную, нагрузку. Но и рисков в таком подходе хватает, ведь для многих студентов «лучшими» будут наиболее легкие в прохождении программы, а не самые полезные и содержательные. Т.е. траектории могут формироваться по пути наименьшего сопротивления, а не по качеству. В таком случае будут появляться новые бренды – наиболее уважаемые в профессиональном сообществе наборы качественных курсов. Появятся новые рейтинги.


Что касается общей популярности онлайн -образования, то тут ситуация противоречива. С одной стороны, десятки миллионов человек регулярно учатся онлайн. С другой стороны, пока еще ни один провайдер не придумал, как в таком формате устойчиво зарабатывать деньги. Эта отрасль имеет заметный перекос в область инвестиций, а не зарабатывания. Проекты хвастаются полученными на развитие суммами, а не потоком выручки или прибыли. Есть исключения, но это все еще явные исключения. Для многих заведений это поле для инновационных экспериментов. При этом для солидного игрока образовательного рынка становится неприличным не иметь онлайн -курсов хоть в минимальном экспериментальном объеме. Это похоже на обязательность сайта для репутации организации. Когда-то это была экзотика, потом его наличие стало признаком солидности компании, сегодня же отсутствие сайта станет поводом для сомнений в реальности существования организации. Думаю, что наличие онлайн -обучения уже стало признаком солидности учебного заведения. Через какое-то время будет неприличным преподавателю не иметь части обучения в онлайн. Это будет восприниматься как явная некомпетентность не только учебным заведением и коллегами, но и студентами.


Надо заметить, что некоторые плюсы онлайна очевидны. Большой потенциал экономии ресурсов: можно использовать однажды созданный учебный материал повторно и масштабирование почти бесплатно и почти бесконечно. Не надо тратиться на дорогу к месту обучения и проживание. Само обучение можно гибко планировать в дневном-недельном графике и, при желании, проходить обучение без отрыва от работы. Таким образом, обучение становится значительно более доступным для массового пользователя. Но эта доступность уже показала важный эффект. Несмотря на массовое желание учиться, оказалось, что реально учиться подавляющее большинство людей не может. И ведь оправдание, что работа и дороговизна не позволяет, теперь не очень актуально, а все равно не учатся. Миллионы пробуют, мучаются и бросают. Оказалось, что заново нужно учиться, как учиться. Привитые в детсаду, школе и вузе привычки не помогают, а скорее, препятствуют обучению-онлайн.


Некоторые возможности, которые предоставляет онлайн –формат, невозможно или очень сложно организовать в очном режиме. Например, даже малый бизнес часто имеет распределенные команды сотрудников. Значимая часть работы делается не в едином офисном (цеховом) пространстве, а в нескольких разных помещениях в сложном сочетании рабочих процессов во времени. Воспроизвести такие процессы при очном обучении при большом желании можно, но трудоемко и очень искусственно. А в онлайне это естественная форма. Один из самых ярких моих учебных опытов был, когда 2 месяца обучался и делал ряд учебных проектов с командой «одноклассников» из 6 стран и разницей во времени в 11 часов. Или что делать, если лекция не понятна? В онлайн - обучении любой учебный объект, например видео, можно просмотреть по 2-3 раза. И в очном обучении, бывает, что курс посещают по 2-3 раза, но в дистанционном это становится естественным вариантом учебы. А возможность прослушивать видео при скорости 1,25 - 1,5 от естественной скорости спикера? Для некоторых спикеров и мероприятий это просто спасение, иначе сложно удерживать фокус внимания. Лично я теперь предпочитаю участвовать в мероприятиях, по которым мне важно узнать содержание, в онлайн- формате, и желательно в записи, а не в реальном времени. Именно из-за функции перемотки, управления скоростью и возможности повторного просмотра. Подобных достоинств в онлайн -обучении масса. К достоинствам можно отнести даже то, что качество онлайн- образования оценивается аналогично очному, хотя это не очень адекватно. Есть государственные процедуры лицензирования учебных заведений и аккредитации некоторых видов программ. И все это служит скорее для отсечения явно случайных или очень недобросовестных игроков рынка, устанавливает нижнюю планку качества. С точки зрения высокой планки (выбора наиболее качественных программ онлайн- обучения), пока работают только репутация и рекомендации. Впрочем, как и в любой другой сфере.






Хотите оставить комментарий?
Авторизуйтесь через:
Данные не сохраняются и не публикуются в социальных сетях от Вашего имени
Закрыть окно
Закрыть окно