Как вести себя руководителю среднего звена в новом коллективе? Алгоритм поведения в первый месяц работы

Лучшие материалы на Ваш email

О бизнесе, управлении, мотивации персонала и бизнес-образовании каждую неделю!

Нас читают уже 23 410 специалистов
Топ авторов
3
950
06 Июля 2016
«От эксперта к руководителю» – первая книга из серии уникальной коллекции РШУ!

С 2016 года Русская Школа Управления выпускает книги преподавателей. Огромный опыт работы в реалиях русского бизнеса позволил накопить тренерам РШУ багаж уникальных востребованных знаний. Теперь информацию, проверенную на практике, можно приобрести для личной библиотеки профессионала. Первой из этой серии стала книга Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю».

14 Апреля 2016
1012

Вас приняли в компанию руководителем среднего звена - начальником отдела, департамента, подразделения, группы. Вполне возможно, что вас охватывает волнение, как все будет на новом месте, как сложатся отношения с начальником, коллегами и подчиненными? А если это ваша первая руководящая должность, возможно к вам поступают сомнения, а справитесь ли?

Жижерина ЮлияБизнес-тренер по управлению персоналом и трудовому праву

Особенно важным является первый день, первая неделя, первый месяц работы. Адаптироваться на новом месте вам поможет алгоритм поведения руководителя в новом коллективе, который был разработан психологом М.Е. Литваком и опробован на практике мною и моими коллегами. Предлагаю этот алгоритм вашему вниманию.

Основными задачами первого месяца является налаживание отношений со своим начальником, коллегами (равными по статусу) и управление подчиненными.

Стратегия налаживания отношений с начальником

Наладить отношения с непосредственным руководителем - это самая главная задача для вас. Ведь именно он является человеком, который обеспечивает ваш пищеварительный и ободрительный инстинкты (платит вам деньги).

Как налаживать отношения с ним? Слушаться его. Ведь вы пришли к нему работать, потому что понравилась, друг другу, наверное, у него было много кандидатур, но он выбрал вас - не разочаровывайте его, подчиняйтесь. Лучше, если вы сохраните обращение к нему на «вы», даже если он разрешил перейти на «ты», ведь это человек не вашего статуса.

Стратегия налаживания отношений с коллегами

Формирование равноправных отношений с равными по статусу - тоже важно. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с каждым из начальников отделов, с которыми вам предстоит работать в первую же неделю. Постарайтесь вести себя с ними на равных. Если для них это приемлемо, можно перейти на «ты».

В отношениях с коллегами равного статуса необходимо показать, что они не уполномочены давать вам указания. В случае, если они пытаются это сделать, можно вежливо, но твердо сказать: «Я вас понял/поняла. Мне нужно проконсультироваться с моим руководителем, Петром Петровичем».

Управление подчиненными

С подчинёнными не надо наложить отношения, ими надо управлять (в том числе и увольнять при необходимости). И если это не удается сделать должным образом, следует продолжать нарабатывать управленческие навыки.

Итак, ваш алгоритм на первый месяц управления новыми подчиненными может быть таким.

  1. Постарайтесь узнать заранее сколько у вас будет подчинённых, как их зовут, иную информацию о них (например, в отделе кадров). Соберите как можно больше информации о компании.
  2. Как бы вы не одевались обычно, оденьтесь в деловом стиле в свой первый день в новом коллективе.
  3. Когда зайдете в отдел, поздоровайтесь и предложите собраться на несколько минут, чтобы вам представиться коллективу. Надо собрать подчинённых и рассказать кратко о себе. Стоит немного рассказать о вашей карьере и специализации, затронуть и личные вопросы, чтобы не было сплетен и выдумок. Например, если вы приступили к работе директором по персоналу можно рассказать о себе так: «Меня зовут Марина Юрьевна, я ваш новый руководитель. Я живу в Москве, работаю в сфере управления персоналом более 10 лет, замужем, есть ребенок».
  4. В первый же день определите для подчиненных, как следует к вам обращаться и как вы будете обращаться к ним. На мой взгляд, к подчиненным следует обращаться на «вы». Ведь обращаясь к ним на «ты», вы ставите их на свой уровень, а вы не равны по статусу. Поэтому и им следует обращаться к вам на «вы», вы ведь не их личный друг, это поможет сохранить иерархию. Обращайтесь к ним на «вы» и по имени отчеству, если только они не попросят называть их по имени.
  5. Попросите каждого из работников вашего отдела рассказать то же самое о себе. Позже обязательно изучите подробно резюме и личное дело каждого подчиненного. Скажите подчиненным, чтобы они продолжали работу в том же порядке. А вы пока будете за работой наблюдать.
  6. В первый день сообщите о порядке работы на первые несколько недель. Можно сказать, так: «Коллеги, прошу вас продолжать свою работу в обычном режиме. Я буду наблюдать за работой и осваивать специфику деятельности компании и нашего отдела. Позже мы обсудим мои наблюдения и выводы».
  7. В случае, если после вашего предшественника остались неразобранные документы, разберите их в первые же дни. Попросите подчиненных помочь вам и добейтесь, чтобы все документы были разобраны и подшиты по папкам. Ничто не угнетает так, как горы чужих бумаг непонятного назначения.
  8. Первые 1-2 надели наблюдайте за происходящим, постарайтесь вникнут в бизнес-процессы подразделения. Воздержитесь от посторонних, тем более личных разговоров как с подчиненными, так и с руководством.
  9. Изучите внутренние документы, локальные нормативные акты, регламенты, постарайтесь вникнуть в бизнес-процессы, нарисуйте для себя схемы взаимодействия. Постарайтесь определить слабые места в бизнес-процессах.
  10. Постарайтесь поговорить с каждым из подчиненных за эти две недели, поймите их взгляд на ситуацию, их готовность работать, желание что-то улучшить. Наблюдайте за их поведением, чтобы разобраться в групповой динамике, на какие группы разделен коллектив, какая группа доминирующая, есть ли антилидеры, которые будут угрожать вашему управлению коллективом.

Но вот первые две недели прошли, вам уже кое-что понятно. Соберите совещание (и в дальнейшем собирайте их регулярно). Что нужно обсудить на этом освещении? Расскажите, как вы видите работу отдела, какие хотели бы ввести правила, что и как подчинённые должны с вами согласовывать, когда могут действовать самостоятельно.

После совещания поговорите с каждым починным. Лояльных похвалите за хорошую работу. Тем, кто проявил непокорность, можно сказать так: «Мария Ивановна, я вижу, что я не нравлюсь вам как руководитель, не так хорошо руковожу, не те указания даю. Если я вам не нравлюсь, я не против, чтобы вы поискали другого лучшего руководителя». Такой разговор дисциплинирует. Если не помогло - будете готовиться к расставанию. Ведь вам важно сохранить ваше психологическое здоровье, а этого не сделать, если постоянно бороться с непослушным подчинённым.

Стоит ли заводить друзей среди подчинённых? На мой взгляд – нет. Не ходите с ними на обед, путь обсудят вас за вашей спиной, не ведите с ними разговоры о жизни, не делитесь личными секретами. Помните - предают преданные люди.





Хотите оставить комментарий?
Авторизуйтесь через:
Данные не сохраняются и не публикуются в социальных сетях от Вашего имени
Закрыть окно
Закрыть окно