Алгоритмы проектирования бизнес – процессов

Лучшие материалы на Ваш email

О бизнесе, управлении, мотивации персонала и бизнес-образовании каждую неделю!

Нас читают уже 23 412 специалистов
Топ авторов
3
964
06 Июля 2016
«От эксперта к руководителю» – первая книга из серии уникальной коллекции РШУ!

С 2016 года Русская Школа Управления выпускает книги преподавателей. Огромный опыт работы в реалиях русского бизнеса позволил накопить тренерам РШУ багаж уникальных востребованных знаний. Теперь информацию, проверенную на практике, можно приобрести для личной библиотеки профессионала. Первой из этой серии стала книга Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю».

05 Марта 2016
757

Всем хорошо известно, что необходимым условием проектирования корпоративной системы менеджмента является разработка структуры бизнес – процессов. Правда, при этом многие забывают, что это именно необходимое, но вовсе не достаточное условие функционирования эффективной системы менеджмента.

Гайдаров Константин АлексеевичООО “ТИЛЬДа - Аудит”, партнер

В одной небольшой статье и о необходимых, и о достаточных условиях написать сложно. Поэтому сейчас – немного о том, что необходимо для проектирования структуры бизнес-процессов любой (как коммерческой, так и некоммерческой, и правительственной) организации.

Все начинается с исходных данных проекта. Получить эти данные можно двумя способами (точнее, их объединением): анкетированием, обследованием и сбором данных по внешним источникам.

Результативность анкетирования, конечно, зависит от содержания анкет – вопросников и от группы анкетируемых. Мои коллеги и я обычно проводим анкетирование как руководителей среднего звена, так и работников основных подразделений, разумеется, с применением разных вопросников. Анкетирование топ-менеджеров лучше не проводить, а договариваться о кратких интервью.

Обследование – это набор процедур, с помощью которых за ограниченное время (даже для крупной компании – не более 2-х недель) команда аналитиков проводит серию интервью с руководителями направлений и основных подразделений по заранее разработанному плану.

В результате получаем исходные данные для проектирования структуры бизнес-процессов организации, поскольку у разработчиков проекта теперь есть:

  • информация, необходимая для понимания деятельности организации;
  • информация о том, как выглядят бизнес – процессы организации как с точки зрения руководителей, так и со стороны сотрудников подразделений (структура бизнес-процессов «как есть»);
  • информация о том, как, по мнению руководства организации, должна выглядеть деятельность организации в ближайшем будущем (структура бизнес-процессов «как хотелось бы»).

Основа для проектирования структуры бизнес-процессов – это глобальная модель процессов, которая схематически выглядит так:



Эти двенадцать классов бизнес-процессов далее развертываются в бизнес-процессы и подпроцессы нижних уровней (развернутая четырех- пятиуровневая модель включает несколько сотен элементов), на основе комбинации которых можно сформировать структуру бизнес – процессов практически любой организации, при этом для каждого бизнес-процесса должны быть определены:

  • владелец процесса (должностное лицо в организации, которое не только управляет выполнением бизнес-процесса и несет ответственность за полученные результаты, но также и управляет выделением ресурсов, необходимых для осуществления бизнес-процесса);
  • входы процесса (перечень необходимых исходных материальных ресурсов и иных исходных данных и источников их поставки);  выходы процессы (перечень результатов осуществления процесса: продукция, выходная информация и т.п., – и потребителей результатов осуществления процесса);
  • метод реализации процесса (описание осуществления процесса в любой удобной форме (блок-схема, сетевой график, текстовое описание выполнения процесса, набор чертежей и т.п.);
  • используемые ресурсы (какие подразделения участвуют в осуществлении бизнес-процесса, какие материальные (машины, оборудование, средства оргтехники и т.п.), трудовые и иные ресурсы, включая соисполнителей) используются при осуществлении бизнес-процесса);
  • критерии результативности бизнес-процесса.




Хотите оставить комментарий?
Авторизуйтесь через:
Данные не сохраняются и не публикуются в социальных сетях от Вашего имени
Закрыть окно
Закрыть окно