Экзистенциальные вызовы собственника на разных стадиях жизненного цикла развития компании

Лучшие материалы на Ваш email

О бизнесе, управлении, мотивации персонала и бизнес-образовании каждую неделю!

Нас читают уже 23 412 специалистов
Топ авторов
3
963
06 Июля 2016
«От эксперта к руководителю» – первая книга из серии уникальной коллекции РШУ!

С 2016 года Русская Школа Управления выпускает книги преподавателей. Огромный опыт работы в реалиях русского бизнеса позволил накопить тренерам РШУ багаж уникальных востребованных знаний. Теперь информацию, проверенную на практике, можно приобрести для личной библиотеки профессионала. Первой из этой серии стала книга Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю».

03 Марта 2016
403

Ирвин Ялом, американский психиатр и психотерапевт, автор научно-популярной и художественной литературы, в книге «Лечение от любви» пишет о четырех мрачных человеческих данностях:

1) неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим;
2) свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим;
3) наше экзистенциальное одиночество и
4) отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни.

Молоканов МихаилЭксперт международного уровня по лидерству, принятию решений и внутренним организационным изменениям

Кто-то из нас проживает всю жизнь, стараясь вовсе их не замечать. Хорошо этому способствуют всякие пристрастия типа алкоголя. Кто-то, как Достоевский или Толстой, все осознает и прорабатывает их, создавая произведения искусства. Или не совсем искусства… Например, создает свой бизнес.

Я заметил, что многие собственники начинали бизнес, подойдя вплотную к осознанию своего экзистенциального одиночества. Когда все привычное окружение как-то отдалялось, исчезало, теряло прежний смысл. Это мог быть и необъяснимый внутренний процесс, и переосмысление своей роли в семье, и кризисное изменение своего социального/финансового статуса.

Будущий основатель бизнеса начинает чувствовать себя потерянным, изолированным от всех и всего. И тут возникает спасительная идея нового бизнеса. Одиночество исчезает. Во-первых, основатель бизнеса уже не один, а с наполнявшей его идеей. Во-вторых, эта идея позволяет ему смело подходить к избранным окружающим, делиться ей, спрашивать совета, вовлекать в обсуждение.

Если первая стадия жизненного цикла компании – Проверка приверженности основателя – проходит успешно, и он решается на риск, берет на себя ответственность и за бизнес, и за тех людей, кто ему поверил, то на этой идее (а также и на множестве появляющихся других) и в слиянии всей команды, компания проходит и следующие две стадии: Выживания и Увеличения доли рынка.

Основатель исцеляется от экзистенциального одиночества, но подходит вплотную к осознанию свободы сделать свою жизнь такой, какой он хочет (при такой-то доле рынка!). А с осознанием свободы приходит и осознание своей ответственности за ее реализацию. Это при естественном ходе развития компании требует перехода на четвертую стадию – Повышения прибыли через выстраивание границ, бизнес-процессов, прописания ролей, формализации в целом.

При естественном ходе развития компании у основателя появляется уверенность в том, что он вполне контролирует бизнес, чтобы и достаточно свободно, и ответственно реализовывать свои «хотелки». Но очевидная жизнеспособность бизнеса диалектически подводит основателя к осознанию возможности его потери или прекращения, в том числе, и из-за своей собственной (пусть и пока еще гипотетической, но неизбежной) смерти.

Тогда естественным образом еще большая жизнеспособность компании достигается переходом на пятую стадию – Повышение прибыли при контролируемой доле рынка – за счет генерирования и реализации новых бизнес-идей, особенно с более активным вовлечением в этот процесс всей команды топов и других ключевых сотрудников.

Основатель начинает чувствовать свою большую свободу от бизнеса и большую уверенность, что бизнес сможет существовать и развиваться и без его полного погружения в него. И вот здесь он сталкивается с вопросом о смысле – как о смысле своей собственной жизни, так и смысле созданного им бизнеса и смысле дальнейшего существования этого бизнеса.

При благоприятном ходе развития событий он находит себе смысл за пределами компании. Иногда этот смысл настолько непонятен окружающим что основатель вновь сталкивается с экзистенциальным одиночеством и «перерождается» в новом бизнесе, деле, проекте, увлечении…

Лишь бы он этот новый смысл не тянул в существующую компанию. Что происходит при этом, а также в случае, когда основатель на разных стадиях жизненного цикла развития компании застревает в проработке своих экзистенциальных вызовов, и как это катастрофически сказывается на существующем бизнесе, я расскажу в следующем материале.





Хотите оставить комментарий?
Авторизуйтесь через:
Данные не сохраняются и не публикуются в социальных сетях от Вашего имени
Закрыть окно
Закрыть окно